Белоусов, В. С. Огни над тундрой / В. С. Белоусов. - Мурманск : Север, 1996. - 102, [1] с. : ил.

его в плотный весенний снег, но снег же и спас парня: тягач буквально повис над ним, как на опоре. Помяло, конечно, служиво­ го, но не настолько, чтобы ’’списать” его. После выхода из боль­ ницы он долго еще работал на линии. Пил, правда, при этом редко и мало. А по весне, когда снег сошел полностью, представительная комиссия из ’’Колэнерго” прошла по следам того вездехода до места ЧП. Члены комиссии собрали вдоль гусеничной колеи пустых водочных бутылок на целый ящик... И это — тоже будни линейщиков. Без сетей нет энергосистемы. И в том, что сейчас тысячи кило­ метров ЛЭП связывают предприятия с источниками электроэнер­ гии, заслуга прежде всего сетевиков. И тех, кто строил эти линии в заполярной тундре, начиная'с коллектива ’’Нивагэсстроя”, затем — ’’Колсетьстроя” , "Ленсетьстроя” и ’’Колаэлектросетьстроя” . В последние годы новые линии электропередачи в Кольской тундре прокладывают специалисты из мехколонны 27 ’’Севзапэлектросеть­ строя” . Первые высоковольтные ЛЭП построены у нас в период с 1931 по 1933 год. Это ЛЭП-110 от НиваГЭС-2 к Кировску. До пуска станции линия использовалась для подачи электроэнергии на стро­ ительство этой ГЭС от паросиловой установки Кировска. В 1935 году введена ЛЭП-110 Нива-2 — Кандалакша. С пуском Нижнетуломской гидроэлектростанции ее энергия первоначально выдавалась по ЛЭП-35 на главную подстанцию Мурманска (а до этого Мурманск питал стройку в Мурмашах электроэнергией по той же линии). ЛЭП-110 на этом участке введена в 1937 году. К 1940 году были сооружены ЛЭП-110 от Туломы до Лопар­ ской, Тайболы и далее — к станции Оленья. Именно они и позволи­ ли соединить Нивскую и Туломскую ГЭС на параллельную работу. Война задержала развитие сетевого хозяйства. Уже к 1950 году это стало очень ощутимо сказываться на экономике региона. И опять сети стали быстро развивать. Действующие в то время ЛЭП-110 сохранили, но упор стали делать на строительство более экономичных ЛЭП-150. По новой схеме напряжение 150 киловольт было внедрено на Иовской, Кумской, Борисоглебской и Верхнету- ломской гидроэлектростанциях, на Кировской ГРЭС. Новые круп­ ные подстанции были построены в районе Мончегорска, Заполярно­ го, Апатитов. Для связи сети напряжением 110 киловольт с сетями 150 киловольт в ряде генерирующих и потребляющих пунктов установили специальные автотрансформаторы напряжением 150/110 киловольт и мощностью 90 тысяч киловатт. Такие аппараты появились на подстанциях Княжегубской и Нижнетуломской ГЭС, 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz