Белоусов, В. С. Огни над тундрой / В. С. Белоусов. - Мурманск : Север, 1996. - 102, [1] с. : ил.

У разоренной гражданской войной и вымотанной послевоенной разрухой России до Мурманска руки дошли лишь через десять лет после принятия плана ГОЭЛРО. Станцию, способную полностью обеспечить энергетические нужды быстро развивающегося города, решили построить вблизи порта, на второй террасе правого берега Кольского залива. Ее спроектировали специалисты Ленинградского отделения ’’Коммунэнергостроя” — головной в ту пору организа­ ции энергетического строительства в России. Причем, эта организа­ ция не только проектировала новые теплоэлектростанции, но и сама строила их. Строители Мурманской ТЭЦ практически все выполняли вруч­ ную. На площадке, по воспоминаниям старожилов города, имелись всего два транспортера, бетономешалка, подъемник да камнедро­ билка. Причем и эти механизмы часто простаивали из-за нехватки электроэнергии. Главным орудием строителей станции были лопа­ та, лом, кувалда да тачка. Грузы наверх поднимали с помощью ручных лебедок. На месте будущих цехов было множество крупных валунов. Вручную убрать их не представлялось возможным, подрывать — опасно из-за близости жилых строений и железнодорожной ли­ нии. Но нашлись среди сотен тружеников стройки умельцы, кото­ рые умудрялись дробить и гранитные глыбы. Один из них в дале­ ком уже пятьдесят шестом, когда молодым электротехником я на­ чинал свою трудовую карьеру в Мурманском рыбном порту, от­ крыл мне секрет борьбы с валунами. — Мы разводили вокруг камня костры, — рассказывал ветеран, — а когда он сильно нагревался, поливали камень холодной водой. От резкого перепада температур валун трескался. После нескольких таких ’’процедур” от него оставались лишь крошки. Любопытно, что точно таким же способом спустя три десятиле­ тия убирали валуны со стройплощадки обогатительной фабрики в Заполярном. Видно, секреты старых строителей и на самом деле передаются из поколения в поколение. Они оказываются кстати даже в наш технический век. А на строительстве станции в Мурманске первый достаточно мощный механизм — десятитонный кран — был доставлен, когда здесь уже четко обозначились контуры ТЭЦ. Через полтора года после начала стройки электростанция дала первый ток. Это было рекордное достижение. И сейчас еще наши строители не в состоянии превзойти его. Вспомним достаточно шумную кампанию, связан­ ную с сооружением Южной котельной города. Коллектив, куда более многочисленный, чем тот, строивший ТЭЦ, и вооруженный самыми современными механизмами, построил ее за три года. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz