Белоусов, В. С. Огни над тундрой / В. С. Белоусов. - Мурманск : Север, 1996. - 102, [1] с. : ил.
ОГНИ НАД ТУНДРОЙ Сугроб плотного, словно лед, снега, и рядом — вся в зелени березка... Такое в разгар лета мне довелось впервые увидеть на берегу реки Вороньей в том месте, куда в августе шестьдесят четвертого пробился головной отряд дорожных строителей ’’Севгидростроя” . Стояла редкая для этих мест теплая солнечная погода, и потому вид зеленой березки на фоне сугроба не мог не вызвать у всех умиления и восторга редчайшей живучестью заполярной флоры. Но еще больший восторг вызывали сами дорожники, сумевшие за короткий срок проложить через сопки и тундровые болота стокилометровое дорожное полотно. Это еще не была дорога в полном смысле слова. Строители спешили в теплое время года открыть проезд к месту сооружения первой на реке Вороньей гидроэлектростанции, а пото му заботились лишь о том, чтобы по ней могли беспрепятственно проходить большегрузные самосвалы. Люди спешили. И было отчего. Сложившиеся к тому времени экономические и оборонные интересы страны требовали создания надежных автономных источников электроснабжения для граждан ских и военных объектов на северном побережье Баренцева моря. Ради этого и предстояло ’’Севгидрострою” соорудить каскад из двух ГЭС на достаточно полноводной и бурной реке Вороньей. Из всех освоенных гидростроителями северных рек эта была самой труднодоступной. Даже тропинок не проложили к ней от ближайшего крупного населенного пункта — города Колы. Поэ тому и началась стройка в Ловозерской тундре с прокладки дороги. Головной участок управления ’’Дорстрой” , созданного в ’’Сев- гидрострое” специально для этой цели, возглавил опытный дорож ник Валентин Фуртаев. Он собрал под свое начало лучших механи заторов, плотников и бетонщиков, работавших до того вместе с ним на строительстве каскада Ковдинских ГЭС — бульдозеристов Александра Ефремова, Николая Мещанова, Александра Рыбкина, экскаваторщиков Владимира Кислякова и Виктора Герасименко, шофера Алексея Сковороду, плотника Николая Прохорова и мно гих других, привыкших к полукочевому образу жизни гидрострои теля и не боящихся никаких трудностей. А их, этих трудностей, на новой стройке хватало. На пути то и дело встречались непроходимые топи и скалы, осилить которые с ходу было практически невозможно. Пришлось создавать своеобразные механи зированные десанты, которые обходили трудные места и пробивались дальше вперед. Оставшиеся в ’’тылу” болота и сопки покоряли другие бригады, оснащенные всем необходимым для такой работы. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz