Белоусов, В. С. Огни над тундрой / В. С. Белоусов. - Мурманск : Север, 1996. - 102, [1] с. : ил.

ем на рабочем месте не удавалось никому, ибо при первом же подозрительном шуме он открывал глаза и делал вид, что ничего и не было. Однажды во время ночного дежурства сей человек подошел к агрегату, записал данные о его температуре и, конечно, тут же уснул — стоя. Другой дежуривший в ту ночь работник заметил это и решил проучить засоню. Подобравшись к нему незаметно сзади, из-за щита, он сильно ударил того по энному месту пожарной лопатой. Тот головой от неожиданности ударился в пульт управле­ ния. От сотрясения блинкеры (флажки) приборов упали, сработала звуковая сигнализация. Дежурный инженер перепугался. И было от чего. Турбины работают нормально, станция находится под нагруз­ кой, а сигнализация извещает об аварийной ситуации! Долго разбирался инженер, а после и специальная комиссия, что же произошло? Однако так и не отыскали причину переполоха. Лишь спустя несколько месяцев тот, кто врасплох ударил лопа­ той дежурного-засоню, рассказал о ночном происшествии и снял с этого происшествия завесу таинственности. Говорят, после той ночи и сам дежурный избавился от недуга, больше ни разу не засыпал на ходу. Есть на Туломском каскаде и необычная станция — Кислогуб- ская приливная. Правда, мощность ее настолько мала, что ее не хватает даже на собственные нужды ПЭС и крохотного жило­ го поселка, расположенного на берегу губы Кислой Баренцева моря. Мысль об использовании энергии морских приливов на благо человека давно вынашивали ученые многих стран. Однако много­ численные эксперименты успеха не приносили. И все же люди не отступали. Первыми оказались французы и наши соотечественники, почти одновременно приступившие к реализации оригинальных проектов приливных электростанций. Французы запустили свою ПЭС в 1967 году, русские — годом позже. К сожалению, мне почти ничего не известно о ПЭС, построен­ ной в далекой от нас Франции. Но на российской ПЭС мне довелось побывать много раз и во время ее строительства и после пуска. С автором ее проекта Львом Борисовичем Бернштейном и сейчас, спустя почти три десятилетия, встречаемся как добрые знакомые. Правда, встречи стали редкими. А в ту пору от Бернштейна отбоя не было не только строителям, местным властям, но и журна­ листам. С неимоверной настойчивостью пробивал этот человек дорогу в жизнь своему детищу. Наша станция строилась необычным методом. Для нее на левом берегу Кольского залива вырыли глубокий котлован и отгородили 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz