Белоусов, В. С. Хибинские миллионы / Василий Белоусов. - Мурманск : Мурманское книжное изд-во, 1975. - 38, [2] с.: ил. - (Герои девятой пятилетки).

ёич доставил его к рудоспуску и возвратился обратно в забой за две минуты. И снова в сумеречной тишине з а ­ боя «заговорили» передвигаемые погрузчиком камни, пошел в кузов вагона поток раздробленной взрывом ру ­ ды. И снова весь цикл занял пять минут. Это значит, что двое — машинист погрузчика и водитель самоходно­ го вагона — за 6 -часовой рабочий день доставляют в рудоспуск тысячу тонн руды. Отличный результат! Н о он... не устраивает горня­ ков. — Если бы нам побольше давали вагонов, да с ав­ тономным двигателем, вот тогда можно дать выработ­ ку, — говорит начальник рудника А. В. Поздняков. Реально это? Да. Н а опытном участке мы видели об ­ разец дизельного вагона, о котором мечтают горняки. Вагон этот, внешне напоминающий БелАЗ, довольно ма­ невренный, может быть использован не только в прямо­ линейных выработках. У него выше грузоподъемность — 2 1 тонна, есть и другие преимущества перед самоход­ ным вагоном, выпускаемым в Воронеже. Однако для ши­ рокого его применения надо решить ряд проблем. Н а ­ пример, очистка забоя от выхлопных газов. Ведь как ни хорош фильтр машины, а часть отработанных газов про­ никает в воздух, загрязняя его. Над этими проблемами думают горняки в,месте с р а ­ ботниками научно-исследовательских организаций. Пока мнение складывается в пользу комбиниро'ванного ис­ пользования дизельных и электрических самоходных ва­ гонов. Рабочие, испытывающие новые механизмы и по­ началу скептически отнесшиеся к ним, теперь и слы­ шать не хотят о старом способе доставки руды к рудо­ спускам. Машины не только облегчают труд, они изме­ няют его содержание. Вчерашние люковые, пропускаль- щики, чей труд был связан с ломом и кувалдой, теперь, выучившись, управляют машинами, а их прежние спе­ циальности уходят в прошлое. Мы побывали на 322-м, основном сейчас добычном горизонте Кировского рудника. Н а первом месте здесь пока скреперная погрузка руды. Н о на одном из участ­ ков можно заглянуть в будущее, представить, какой бу­ дет эта работа к концу пятилетки. ...Подошел состав. Первый вагон стал против сталь­ ного лотка с рудой. Под лотком электромотор, система 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz