Белоусов, В. С. 50 лет на службе Заполярья / Василий Белоусов. - Мурманск : Север, 2011. - 126 с., [8] л. цв. фот.: портр.

50 лет на службе Заполярью 101 Была в части лошадь, вот я и воспользовался ее хвостом для изготовления смычка, а струны взял от сломанной мандолины. Канифоль собирал из прогретых сосновых досок, которые на­ ходил на берегу моря. Там же подбирал и другие нужные мне материалы. Когда все было готово, не сразу решился опробо­ вать свой инструмент. Боялся неудачи. Но скрипка заиграла! Даже сейчас не могу удержаться от слез, когда вспоминаю об этом". Что же сталось потом с этой сработанной солдатом, поню­ хавшей пороха скрипкой? Ей бы, право слово, занимать почет­ ное место в музее! Но, увы, не получится. "Был в части один паренек, —говорится в письме. —Скрипку обожествлял. Бывало, просит: дай хоть подержать в руках. Возьмет и радуется, как дитя. Этот человек создан был не для войны и не для сурового Рыбачьего. У него обнаружили тубер­ кулез и демобилизовали. А был он из каких-то северных наро­ дов, фамилия замысловатая, и я никак не вспомню ее. Мне хотелось утешить парня. И я на прощанье вручил ему свою скрипку. Про дальнейшую судьбу ее ничего не знаю." И я, к сожалению, тоже ничего не знаю о дальнейшей судьбе самого Гавриила Телюка. Наша переписка на этом обо­ рвалась... Но сама история, думаю, стоит того, чтобы напом­ нить о ней читателям. В “ ЦАРСКОМ ВАГОНЕ” - ПО ОБЛАСТИ В начале шестидесятых годов довелось мне немало поколе­ сить по Кольскому полуострову. Нередко в командировку ездил в "личном" салон-вагоне тогдашнего начальника Мур­ манского отделения Октябрьской железной дороги Симона Абрамовича Славина, человека добрейшей души и неравнодуш­ ного к представителям прессы. Вагон этот отцепляли от состава на нужной нам станции, и служил он там пассажирам и гости­ ницей, и столовой, поскольку был оборудован соответствую­ щим образом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz