Белоусов, В. С. Уполномочен рассказать / Василий Белоусов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 192, [2] с. : ил.

«В Арктике прямых дорог не существует» Как-то, увидев на штурманской карте извилистые отметки пройденного нашим караваном пути, я спросил у капитана «Сибири» Владимира Кочеткова, почему идем не по прямой, а зигзагами. Владимир Константинович улыбнулся моей наи­ вности и серьезно ответил: —В Арктике прямых дорог не существует. Это в Атланти­ ке судоводитель обязан строго придерживаться проложенной трассы, чтобы обеспечить безопасное судоходство. Здесь же он обязан искать более благоприятную дорогу. Вот мы вчера прошли легко восточное побережье Северной Земли, а сейчас там уже непроходимые льды. Опоздай мы па день, стояли бы там прочно! Найти наиболее подходящий маршрут экипажу атомохода помогают не только находящиеся на борту специалисты науч­ ных организаций, а и далекие от нас штабы морских опера­ ций, расположенные на Диксоне и в Певеке. В их распоряже­ нии — мощные средства связи, в том числе спутниковой, и самолеты ледовой разведки. С их помощью на борт атомохода регулярно передается информация о состоянии ледовой об­ становки по пути следования каравана. Детальную ледовую разведку впереди по курсу до 30 километров осуществляют судовой гидролог Руслан Борисов и экипаж вертолета под руководством опытного летчика Виталия Холодняка, налетав­ шего уже более 11 тысяч часов. — Сверху видно, какой впереди лед, как льдины натыка­ ются друг на друга, —рассказывал он мне. —Определить силу сжатия —задача гидролога. Именно он может подсказать, как обойти большие торосистые поля. Не ломиться же, не риско­ вать транспортом. Лучше обойти это поле. Ведь не всякая пря­ мая короче кривой. Иное дело, когда негде обойти, — везде слишком тяжелый лед. Тут уж работаем прямо... Как-то спутник обнаружил на нашем пути большую полы­ нью, но па стыке ее с относительно легким ледовым полем — перемычка. Льды —до 10 баллов. Уже не свернешь. «Капитана 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz