Белоусов, В. С. Уполномочен рассказать / Василий Белоусов. – Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2014. – 192, [2] с. : ил.
«В Арктике прямых дорог не существует» Как-то, увидев на штурманской карте извилистые отметки пройденного нашим караваном пути, я спросил у капитана «Сибири» Владимира Кочеткова, почему идем не по прямой, а зигзагами. Владимир Константинович улыбнулся моей наи вности и серьезно ответил: —В Арктике прямых дорог не существует. Это в Атланти ке судоводитель обязан строго придерживаться проложенной трассы, чтобы обеспечить безопасное судоходство. Здесь же он обязан искать более благоприятную дорогу. Вот мы вчера прошли легко восточное побережье Северной Земли, а сейчас там уже непроходимые льды. Опоздай мы па день, стояли бы там прочно! Найти наиболее подходящий маршрут экипажу атомохода помогают не только находящиеся на борту специалисты науч ных организаций, а и далекие от нас штабы морских опера ций, расположенные на Диксоне и в Певеке. В их распоряже нии — мощные средства связи, в том числе спутниковой, и самолеты ледовой разведки. С их помощью на борт атомохода регулярно передается информация о состоянии ледовой об становки по пути следования каравана. Детальную ледовую разведку впереди по курсу до 30 километров осуществляют судовой гидролог Руслан Борисов и экипаж вертолета под руководством опытного летчика Виталия Холодняка, налетав шего уже более 11 тысяч часов. — Сверху видно, какой впереди лед, как льдины натыка ются друг на друга, —рассказывал он мне. —Определить силу сжатия —задача гидролога. Именно он может подсказать, как обойти большие торосистые поля. Не ломиться же, не риско вать транспортом. Лучше обойти это поле. Ведь не всякая пря мая короче кривой. Иное дело, когда негде обойти, — везде слишком тяжелый лед. Тут уж работаем прямо... Как-то спутник обнаружил на нашем пути большую полы нью, но па стыке ее с относительно легким ледовым полем — перемычка. Льды —до 10 баллов. Уже не свернешь. «Капитана 157
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz