Белоусов, В. С. Севером породненные : рассказы и очерки / Василий Белоусов. – Мурманск : Опимах, 2017. – 121, [2] с., ил., [5] ил.
ощутимый урон не только на суше, а й в море —топя вражес кие корабли. * * * Отгремели бои. И снова в Арктику пошли караваны судов. Северный морской путь стал нормально действующей транс портной магистралью. В западной его части с пополнением флота мощными атомными ледоколами навигация стала круг логодичной. Намного продлить ее удалось и в восточном сек торе. Районы, обслуживаемые им, дают стране медь и никель Норильска, алмазы Якутии, лес Игарки и многие другие виды полезных ископаемых и природного сырья. Добыча и транс портировка их были бы немыслимы без четкой деятельности тех, кто обслуживает нашу главную национальную водную магистраль. Причем перевозка грузов осуществляется линей но, и, как правило, специализированными судами: рудовоза ми, контейнеровозами, пакетовозами, танкерами. Сопровож дают их на ледовых дорогах мощные дизель-электрические и атомные ледоколы, а обеспечивают навигацию сотни специа листов гидрометеослужбы, ученые, летчики полярной авиа ции, связисты. На службу Севморпути поставлены даже спутники. Сей час на трассе его действуют несколько радиолокационных систем, обеспечивающих необходимую точность определения местонахождения судна практически во всех наиболее труд ных участках Севморпути. Внедрены разработанные отече ственными гидрографами автоматические радиомаяки даль ностью действия до 150 миль. Вкачестве источников питания на них используются изотопные генераторы и солнечные ба тареи. Береговые и плавучие светящиеся навигационные зна ки переводятся на автоматический режим работы. Благодаря самоотверженному труду многочисленных коллективов ра ботников морского транспорта, портовиков, полярных гидро 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz