Белоусов, В. С. Севером породненные : рассказы и очерки / Василий Белоусов. – Мурманск : Опимах, 2017. – 121, [2] с., ил., [5] ил.

Северной Земли с севера. Шли хорошо. Но у восточных бере­ гов архипелага встретили тяжелые льды ненарушенного при­ пая, и судно застряло в них. Пришлось использовать аммо­ нал, чтобы взрывами ослаблять лед. Ценой невероятных усилий у острова Малый Таймыр пароход вырвался из ледо­ вого плена. Но еще более плотные льды ждали его в Восточ­ но-Сибирском и Чукотском морях. Там «А.Сибиряков» по­ терял лопасти, а потом и гребной винт. Последний участок рейса пароход вынужден был преодолевать под парусами. Но главное он доказал: возможность использования Севморпу- ти как транспортной магистрали. Его рейс имел и огромное научное значение. Накопленные в ходе его данные по гидро­ логии, метеорологии, геофизике и другим областям знаний сыграли крупную роль в дальнейшем исследовании арктичес­ ких морей и арктического мореплавания. Руководил походом О. Ю. Шмидт. Капитаном на пароходе был В. И. Воронин. С того времени, можно сказать, и началась нормальная, планируемая эксплуатация Северного морского пути. Поста­ новлением Совнаркома СССР от 17 декабря 1932 г. органи­ зовано Главное управление Северного морского пути. Этим документом подводились итоги первого пятнадцатилетнего периода Советской власти в Арктике и вместе с тем стави­ лись задачи на новый этап освоения арктического морепла­ вания. В навигацию 1936 года в Арктике работали уже 169 судов (включая речные), которыми было перевезено сотни ты­ сяч тонн различных грузов. Это была победа. В 1937 году специально с научной целью для дрейфа во льдах был оставлен ледокольный пароход «Г. Седов». Дрейф, беспримерный по героизму, начался 23 октября, завершился 13 января 1940 года. Он продолжался 812 дней, причем в вы­ соких широтах, где до этого не ступала нога человека. Весь мир следил тогда за ходом небывалого эксперимента в Арк­ тике. В Европе и Азии, Африке и Америке восхищались му­ 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz