Белоусов, В. С. Севером породненные : рассказы и очерки / Василий Белоусов. – Мурманск : Опимах, 2017. – 121, [2] с., ил., [5] ил.
Северной Земли с севера. Шли хорошо. Но у восточных бере гов архипелага встретили тяжелые льды ненарушенного при пая, и судно застряло в них. Пришлось использовать аммо нал, чтобы взрывами ослаблять лед. Ценой невероятных усилий у острова Малый Таймыр пароход вырвался из ледо вого плена. Но еще более плотные льды ждали его в Восточ но-Сибирском и Чукотском морях. Там «А.Сибиряков» по терял лопасти, а потом и гребной винт. Последний участок рейса пароход вынужден был преодолевать под парусами. Но главное он доказал: возможность использования Севморпу- ти как транспортной магистрали. Его рейс имел и огромное научное значение. Накопленные в ходе его данные по гидро логии, метеорологии, геофизике и другим областям знаний сыграли крупную роль в дальнейшем исследовании арктичес ких морей и арктического мореплавания. Руководил походом О. Ю. Шмидт. Капитаном на пароходе был В. И. Воронин. С того времени, можно сказать, и началась нормальная, планируемая эксплуатация Северного морского пути. Поста новлением Совнаркома СССР от 17 декабря 1932 г. органи зовано Главное управление Северного морского пути. Этим документом подводились итоги первого пятнадцатилетнего периода Советской власти в Арктике и вместе с тем стави лись задачи на новый этап освоения арктического морепла вания. В навигацию 1936 года в Арктике работали уже 169 судов (включая речные), которыми было перевезено сотни ты сяч тонн различных грузов. Это была победа. В 1937 году специально с научной целью для дрейфа во льдах был оставлен ледокольный пароход «Г. Седов». Дрейф, беспримерный по героизму, начался 23 октября, завершился 13 января 1940 года. Он продолжался 812 дней, причем в вы соких широтах, где до этого не ступала нога человека. Весь мир следил тогда за ходом небывалого эксперимента в Арк тике. В Европе и Азии, Африке и Америке восхищались му 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz