Белоусов, В. С. Севером породненные : рассказы и очерки / Василий Белоусов. – Мурманск : Опимах, 2017. – 121, [2] с., ил., [5] ил.
* * * Несмотря на значительный прогресс всех отраслей русской гидрографической службы в конце XIX —начале XX века, она не могла ликвидировать вековую свою отсталость и при вести гидрографическую изученность, картографирование и навигационное оборудование отечественных морей в состоя ние, удовлетворяющее требованиям мореплавания. Все эти задачи пришлось решать советскому государству. Прежде все го, гидрографической службе Военно-морского флота, а с с 1933 года —гидрографическому предприятию ВМФ. В отли чие от дореволюционного, советское изучение Севера стало систематическим, комплексным, и имело практическую це ленаправленность. Этот принцип лежит в основе всех работ по освоению Арктики и в наши дни. В связи с большим народнохозяйственным и оборонным значением арктических морей, еще в тридцатые годы минув шего века была поставлена задача создания единой, постоян но действующей транспортной системы, связывающей по кратчайшим расстояниям порты Европейского Севера с пор тами Сибири и Дальнего Востока. Летом 1932 года на штурм Северного морского пути вышло одновременно несколько крупных экспедиций, десятки судов. Всей их деятельностью руководил Арктический институт. Именно в этот год впер вые в истории арктического мореплавания пароход «А. Си биряков» осуществил сквозное плавание с Запада на Восток в одну навигацию (с 28 июля по 10 октября). Рейс протекал в исключительно сложных условиях. Во- первых, у экспедиции не было полного представления о на вигационно-гидрографических особенностях трассы, во-вто- рых —отсутствовали необходимые морские навигационные карты. Слабо знали участники похода состояние льдов и ме теорологические условия на пути корабля. Шли они в обход 86
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz