Белоусов, В. С. Путешествие в прошлое / Василий Белоусов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане, 2021. - 187, [1] с., [4] л. цв. ил., портр. : ил., портр.

10 В. С. Белоусов месте свободу и материальный достаток, сюда пробились пуга­ чевцы и беглые крепостные крестьяне из южных губерний. За­ селение этих земель проходило мирно, без столкновений с мест­ ными жителями. Земли эти пустовали, так что места для охоты и земледелия хватало всем. Царской власти было выгодно за­ селять их, ибо те, кто оседал на них, крепко охраняли эти тер­ ритории от иноземных завоевателей. К тому же они исправно пополняли государеву казну. Вот почему власти не преследова­ ли здесь даже недавних своих врагов. Их причислили к государ­ ственным крестьянам и стали называть сельскими обывателя­ ми. В отличие от помещичьих крестьян, они были относительно свободными, имели право вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть другими незаселенными землями, где не было крепостного права. Пришлые люди, ставшие государственными крестьянами, бы­ стро осваивались на новом месте, находили общий язык. На до­ суге любили рассказывать сказки и легенды, зачастую основан­ ные на фактах из личной или бурной жизни их предков. Некото­ рые, судя по всему, прибыли в эти глухие места России явно не с пустыми руками. Они строили себе просторные дома, обычно в два этажа. Бедные новоселы попадали к ним в зависимость, беря в долг деньги на покупку муки, мяса и других продуктов, которых им не хватало. Нашлись среди них умельцы - стали из древесины и торфа «курить» /получать/ деготь - исходное в то время сырье для про­ изводства воска, имевшего большой спрос на российском рын­ ке. По роду занятий назвали и деревню - Курья. Жили в ладу со здешними крестьянами, но долго сохраняли обычаи и привычки прежней вольной жизни и казацкую разговорную речь, элемен­ ты которой сохранились среди жителей деревни до наших дней. Мой дед, например, до самой смерти дом по-казацки называл хатой, а забор - «плетнем». Из-за этого и прилепилось к нему прозвище «Плетнёнок». В детстве и меня деревенские обитате­ ли называли так. Не обижался. В душе еще тогда зародилась ис­ кра гордости за своих древних отчаянных предков, не боявших­ ся даже самого царя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz