Белоусов, В. С. Под небом Арктики : сказание о земле Кольской / Василий Белоусов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане : МГОУНБ, 2024. - 172 с. : ил.

72 Василий БЕЛОУСОВ пропускную способность Черноморских и Балтийских проливов, недостаточную развитость инфраструктуры портов Дальнего Восто­ ка, а также ужесточение политики ЕС в отношении норм и правил в области морского транспорта, Минтранс России считает Мурман­ ский порт наиболее перспективным портом Российской Федера­ ции. Растёт его значение для реализации экспортно-транзитного потенциала страны, поэтому Мурманск можно с уверенностью на­ звать северными энергетическими воротами России». Создаваемая сейчас на западном берегу Кольского залива мощ­ ная современная база для технического обслуживания арктических нефтяников и газовиков позволит не только резко увеличить гру­ зопоток через эту морскую гавань, но и упрочить хозяйственное присутствие России в Арктике. Надо сказать, что и дислоцированный в регионе Северный флот участвует в реализации не только экологических проектов, но и в общегосударственных программах, связанных с дальнейшим ос­ воением арктических морских территорий. Североморцы актив­ но проводят исследования арктических морей. На флоте создана своя метеорологическая служба, которая тесно взаимодействует с коллегами из областного управления. Большую работу проводят специалисты военной гидрографической службы. Их деятельность в этом направлении способствовала обеспечению безопасного пла­ вания не только военных, но и гражданских судов. Сейчас на трассе Северного морского пути действуют несколь­ ко радионавигационных систем, обеспечивающих необходимую точность определения местонахождения судна в наиболее труд­ ных участках этого пути. Разработанные ранее гидрологами авто­ матические радиомаяки с изотопными источниками питания пе­ реведены на более эффективные и надёжные в работе солнечные батареи. Береговые и плавучие светящиеся навигационные знаки переведены на автоматический режим работы. Выбрать наиболее удобный путь во льдах транспортным судам помогают и авиаторы. На каждом ледоколе базируется вертолёт, с борта которого и ведут гидрологи разведку ледовых полей вблизи намеченного маршру­ та кораблей. Атомные ледоколы теперь находятся под управлени­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz