Белоусов, В. С. Под небом Арктики : сказание о земле Кольской / Василий Белоусов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане : МГОУНБ, 2024. - 172 с. : ил.
20 Василий БЕЛОУСОВ Майнагашев. - Ведь путь кораблей в основном проходил по ме стам, где до них не ступала ещё нога человека. Экипажу атомохо да пришлось отыскивать этот «брод» для себя и для тех, кто бу дет позже ходить по проложенной им новой арктической дороге. Отыскивали моряки её не в одиночку: в рейс шёл и большой коллектив гидрографов. В его задачу входили не только промер глубины в местах, где никогда ещё не ходили корабли, но и уточне ние действующих лоций и морских карт. Ведь Арктика-это свое образная целина. Хотя и давно уже обживают её, но лишь при со ветской власти работа эта стала вестись планомерно и в широких масштабах. У истоков её стоит В. И. Ленин. В подписанном им ещё в 1921 году декрете о создании плавучего морского научно- исследовательского института (ГлавморНИИ) подчёркивалось, что, в отличие от дореволюционного, советское изучение Севера должно быть систематическим, комплексным и иметь практиче скую направленность. Этот принцип лежит теперь в основе всех работ по освоению Арктики, проводимых в нашей стране. Кроме специалистов-гидрографов на борту «Сибири» находи лись представители целого ряда других научных и исследователь ских организаций, связанных с изучением Арктики. - Наша задача - обеспечить навигационную безопасность пла вания каравана, - рассказал мне заместитель начальника гидро графического предприятия Министерства морского флота СССР Всеволод Пересыпкин,-Заключается это, прежде всего, в выборе наиболее безопасных курсов. Тут учитываются два фактора-на вигационный и метеорологический. То есть, чтобы и ледовый путь был безопасным, и чтобы судно не село на мель. Известно, что в высоких широтах заметно снижается точность как магнитных, так и обычных гироскопических компасов. Нам предстоит в связи с этим определить, какой курсоуказатель наи более подходит для таких рейсов, как эффективней использовать возможности спутниковой связи... Неожиданностей же в рейсе хватало. В один из дней атомоход едва не сел на мель. ЧП предотвратил молодой специалист гидро графического предприятия Сергей Самоненко. Во время вахты он
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz