Белоусов, В. С. Под небом Арктики : сказание о земле Кольской / Василий Белоусов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане : МГОУНБ, 2024. - 172 с. : ил.

162 Василий БЕЛОУСОВ Шефство, по убеждению тогдашнего директора комбината, ла­ уреата Ленинской премии Алексея Ивановича Сухачева, - это не просто опека старших над младшими, а и деловое содружество. А началось всё с того, что каждый цех предприятия стал заключать официальный договор со своим подшефным классом. Между ними родилось своего рода соревнование. Как в каждом соревновании, здесь были и свои победители. Лучший класс, как и лучший шеф­ ствующий коллектив, заносился на Доску почёта комбината. Разве не радостно детям видеть свою фотографию рядом с портретами прославленных рабочих главного в городе предприятия? И каж­ дый класс старался, чтобы его коллективный портрет как можно дольше оставался на Доске почёта, на которую смотрит весь город. Давно подмечено, что дети, родители которых охотно делят­ ся с ними секретами профессии, часто выбирают в жизни роди­ тельский путь. Для маленьких городов, к каким относится и Ков- дор, такая ориентация школьников на труд очень важна. Ведь если, скажем, рядом с отцом будет трудиться сын, то легче решить на комбинате не только проблему кадров, но и жилищную проблему Основательно изучать рабочие специальности учащиеся этой школы начинали в девятом классе. Курс обучения рассчитан на два года. Вместе с аттестатом зрелости выпускники получали и доку­ мент о присвоении им рабочей квалификации по специальности. И сразу же после школы многие поступали на комбинат. Некото­ рые, как, например, Дмитрий Копейкин, совмещали работу с учё­ бой на заочном отделении института по избранной ими профессии. - Опыт показывает, что детям особенно важно видеть плоды своего труда, - рассказывала мне тогдашний директор школы, за­ служенный учитель РСФСР Фетта Ильинична Семёнова. - Пло­ ды, я бы сказала, «съедобные». Ведь игра в труд - и настоящий, полезный обществу труд - это далеко не одно и тоже. Вот поче­ му на практических занятиях по трудовому воспитанию каждый школьник у нас получает задание на изготовление не просто того или иного изделия, а продукции. Скажем, нарезают ребята гайки или шайбы. Дело вроде простое. Но школьники не могут сделать его кое-как, потому что знают: эти детали будут использованы на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz