Белоусов, В. С. Под небом Арктики : сказание о земле Кольской / Василий Белоусов. - Мурманск : Дроздов-на-Мурмане : МГОУНБ, 2024. - 172 с. : ил.

НЕМНОГО ИСТОРИИ 13 яниям порты Европейского Севера с портами Сибири и Дальнего Востока. Летом 1932 года на штурм Северного морского пути вы­ шло одновременно несколько крупных экспедиций, десятки судов. Всей их деятельностью руководил Арктический институт. Имен­ но в этот год впервые в истории арктического мореплавания па­ роход «А. Сибиряков» осуществил сквозное плавание с запада на восток в одну навигацию (с 28 июля по 10 октября). Рейс протекал в исключительно сложных условиях. Во-первых, у экспедиции не было полного представления о навигационно­ гидрографических особенностях трассы, во-вторых - отсутство­ вали необходимые морские навигационные карты. Слабо знали участники похода состояние льдов и метеорологические усло­ вия на пути корабля. Шли они в обход Северной Земли с севе­ ра. Шли хорошо. Но у восточных берегов архипелага встрети­ ли тяжёлые льды ненарушенного припая, и судно застряло в них. Пришлось использовать аммонал, чтобы взрывами ослаблять лёд. Ценой невероятных усилий у острова Малый Таймыр пароход вы­ рвался из ледового плена. Но ещё более плотные льды ждали его в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Там «А. Сибиряков» потерял лопасти, а потом и гребной винт. Последний участок рей­ са пароход вынужден был преодолевать под парусами. Но глав­ ное он доказал: возможность использования «Севморпути» как транспортной магистрали. Его рейс имел и огромное научное зна­ чение. Накопленные в ходе его данные по гидрологии, метеороло­ гии, геофизике и другим областям знаний сыграли большую роль в дальнейшем исследовании арктических морей и арктического мореплавания. Руководил походом О. Ю. Шмидт. Капитаном на пароходе был В. И. Воронин. С того времени, можно сказать, и началась нормальная, пла­ нируемая эксплуатация Северного морского пути. 17 декабря 1932 года Совнарком СССР принял постановление об органи­ зации Главного управления Северного морского пути. В нём, в частности, говорилось: «Проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, дер­ жать его в исправном состоянии и обеспечить безопасное плава­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz