Белоусов, В. С. Наша Арктика / Василий Белоусов. – Санкт-Петербург : ЛЕМА, 2017. – 52 с., 8 л. ил.

века вышло на первое место в мире. Тогда объем перевозок только по Северному морскому пути превышал шесть миллионов тонн. Весьма успешно работали суда компании и на внешнеторговых морских и океанских линиях. Но наступили трудные перестроеч­ ные годы. В одночасье развалилась складывавшаяся десятилети­ ями социально-экономическая система. В период распада СССР 11 танкеров ледового класса, построенных специально для Арк­ тики, достались Латвии. Для перевозки нефтепродуктов в районы Крайнего Севера пришлось арендовать их у латвийцев, Финлян­ дии и даже Германии. На этом Россия теряла миллионы долларов ежегодно. Ситуация с танкерным обеспечением Севморпути стала ме­ няться к лучшему, когда отечественный нефтяной концерн «Лу­ койл» занялся строительством судов этого класса. Все новые тан­ керы были переданы в оперативное управление Мурманскому пароходству. Однако руководители компании, понимая, что без собственного танкерного флота в конкуренции с другими судо­ ходными компаниями на арктических трассах не выжить, стали изыскивать средства для создания собственного танкерного фло­ та. Начало новому направлению деятельности —нефтеналивным перевозкам — положило приобретение в собственность пароход­ ства танкера «Котлас». К середине 2003 года флот пополнили еще 5 танкеров усиленного ледового класса. Вскоре начал действовать рейдовый терминал по перегрузке нефти с месторождений Пе­ чорского моря. В Кольском заливе был создан технологический комплекс по отгрузке сырой нефти на экспорт, рассчитанный на перевалку более пяти миллионов тонн в год. Все это позволило пароходству достойно выйти из охватившего страну экономиче­ ского кризиса и сохранить свои позиции в Арктике. * * * Морской транспорт — важнейшее средство жизнеобеспечения для большинства северных территорий Российской Федерации. Но чтобы Северный морской путь действительно стал нормаль­ но действующей транспортной магистралью, надо иметь еще и 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz