Белоусов, В. С. Наша Арктика / Василий Белоусов. – Санкт-Петербург : ЛЕМА, 2017. – 52 с., 8 л. ил.

За тридцать лет работы в Арктике «Ленин» прошел почти 654400 морских миль, из них 553600 — во льдах Северного Ледо­ витого океана, проведя свыше трех тысяч транспортных судов. Ледокол первым среди атомоходов пароходства достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации, о чем веками мечтали моря­ ки всего мира. В апреле 1974 года его наградили орденом Ленина. Достойно отмечен и труд экипажа. Многие моряки получи­ ли государственные награды. Первый главный инженер-механик атомохода Александр Калинович Следзюк и многолетний капи­ тан ледокола Борис Макарович Соколов стали Героями Социали­ стического Труда. Именем первого капитана Павла Акимовича Пономарева названа улица в столице Кольского Заполярья. Веч­ ная жизнь уготовлена и самому кораблю: первый в мире атом­ ный ледокол «Ленин» стал плавучим музеем истории освоения Арктики. Примечание Недавно, разбирая хранящиеся в семейном архиве бумаги, об­ наружил уже пожелтевший блокнот с порой торопливыми запи­ сями о встречах с моряками атомохода «Ленин» и многих других судов, работавших в Арктике под флагом пароходства. Некоторые из них публикую в этой книге. Северный морской путь стал вполне рентабельным предпри­ ятием. Районы, обслуживаемые им, давали стране медь и никель Норильска, золото Колымы, нефть и газ Ямала, алмазы Якутии, лес Игарки и многое другое. Добыча и транспортировка их были бы немыслимы без четкой деятельности тех, кто обслуживает главную национальную водную магистраль. Причем перевозки грузов осуществлялись линейно. И, как правило, специализиро­ ванными судами: рудовозами, контейнеровозами, пакетовозами, танкерами. Сопровождали их на ледовых дорогах мощные ди- зель-электрические ледоколы, а обеспечивали навигацию сотни сотрудников гидрометеослужбы, ученые, летчики полярной авиа­ ции, связисты. На Севморпуть стали работать даже спутники. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz