Белоусов, В. С. Им памятником стали города : очерки истории строительной отрасли Мурманской области / Василий Белоусов ; [редсовет: Н. И. Бережной и др.]. - Мурманск : Опимах, 2019. - 224, [1] с. : ил., портр.

никак не реагировал на претензии заказчика. Лишь после того, как ему пригрозили прокуратурой, с завода прислали целый вагон зап­ частей и команду ремонтников. Однако исправить брак те не смог­ ли. Пришлось обращаться за помощью к специалистам мурманс­ кого управления «Продмонтаж», которое тогда возглавлял опыт­ ный хозяйственник Лев Харитонович Тельпнер. Управление было единственной организацией Мурманска, имеющей лицензию на ведение такого рода работ. Были в нем и свои «Левши». Они-то и спасли положение. Не все ладилось и с обеспечением нормального электроснаб­ жения будущего предприятия. «Согласно техническому проекту строительства предполага­ лось создать ЛЭП на металлических опорах и установить мощ­ ный трансформатор, —вспоминал А. И. Тумпаров. —Кроме того, несколько трансформаторов надо было разместить на территории предприятия, а один —в самом Мурманске. Также по договору с «Колэнерго» должна была пройти замена трансформатора на дру­ гой —более мощный, что позволило бы нам получать электроэнер­ гию в достаточном количестве. Замена оказалась делом не про­ стым, менять агрегат нужно было в промзоне, на болотистой мес­ тности, при почти полном отсутствии подъездных путей. Транс­ форматор весом более ста тонн прибыл к нам на двух платфор­ мах. Мы погрузили его на специально сконструированные морст- роевцами сани и волоком потащили на место. Однако шесть трес­ товских бульдозеров оказались бессильными. Пришлось обратить­ ся за помощью к военным, выделившим нам танковый тягач. Об­ щими силами трансформатор доставили на нужное место без про­ исшествий». Немало хлопот было с подвозом на стройку материалов и обо­ рудования. Дорога к ней тогда шла через территорию 35-го судо­ ремонтного завода. Предприятие это было режимным, строители теряли очень много времени на оформление документов на про­ езд. Главный инженер треста А. А. Малинин разработал проект прямой дороги к месту сооружения базы. После довольно быст­ рых согласований новый путь на стройку был проложен и сдан в эксплуатацию. Им и сейчас пользуются работники базы, получив­ 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz