Белоусов, В. С. Им памятником стали города : очерки истории строительной отрасли Мурманской области / Василий Белоусов ; [редсовет: Н. И. Бережной и др.]. - Мурманск : Опимах, 2019. - 224, [1] с. : ил., портр.

реорганизации получивший новое название — «Мурманрыбст- рой», развернул большое строительство собственной производ­ ственной базы. Перед войной он представлял из себя хорошо сфор­ мированную строительную организацию. Имел собственные ме­ ханическую и столярную мастерские, бетонный завод, песчано­ гравийный карьер, в котором работали три экскаватора. Имел трест и отдельный цех по выпуску деталей для деревянных до­ мов, а также собственный автопарк, насчитывающий 80 автома­ шин, в том числе 20 пятитонных самосвалов. Однако на транспор­ тировке грузов, как и прежде, приходилось использовать и реаль­ ную лошадиную силу: гужевой парк треста сохранялся даже в пер­ вые послевоенные годы. Заметно улучшилось положение с кадрами. Около половины персонала треста проработали на стройках свыше двух лет, мно­ гие —свыше пяти. Инженерно-технический аппарат состоял в ос­ новном из высококвалифицированных специалистов. Они были готовы вести самостоятельно самые сложные в техническом от­ ношении работы. Следует отметить, что в те годы масштабные социалистичес­ кие преобразования проходили и в других районах Кольской зем­ ли, еще недавно бывшей глухой окраиной России. В Хибинах стро­ ился гигантский горно-обогатительный комплекс по производству сырья для получения фосфорных удобрений, в Кандалакше нача­ лись работы по сооружению химкомбината, готовились к разра­ ботке разведанные поблизости от железной дороги месторожде­ ния железной и медно-никелевой руды. Да и сама «Мурманка» быстро меняла свой облик. Сооружались электровозные депо, улучшался профиль пути, строились новые мосты, жилые дома и служебные здания. После пуска первой в Заполярье гидроэлект­ ростанции на реке Нива под Кандалакшей появилась реальная возможность перейти на электрификацию дороги. Началась эта работа на участке между Кандалакшей и станцией Апатиты, по которому 7 ноября 1935 года прошел первый электровоз. Одно­ временно велись работы по сооружению железнодорожных веток к местам, где были обнаружены богатые месторождения полез­ ных ископаемых. Одна из них связала главный путь с Ковдором. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz