Белоусов, В. С. Им памятником стали города : очерки истории строительной отрасли Мурманской области / Василий Белоусов ; [редсовет: Н. И. Бережной и др.]. - Мурманск : Опимах, 2019. - 224, [1] с. : ил., портр.
Первой крупной энергетической стройкой, которая по замыс лу авторов проекта должна была дать толчок к освоению мине рального сырья Кольского полуострова, стала Нивская ГЭС-2. Сюда летом 1930 года и прибыл первый отряд гидростроителей во главе с И. К. Степанченко. Место для первой заполярной ГЭС выбрали очень удачное. Неподалеку —крупная железнодорожная станция Кандалакша, через которую можно было в сжатые сроки доставить на стройку все необходимые материалы, технику и людей. Да и сама река Нива в среднем течении имела большой перепад воды. На месте самого бурного ее порога и решено было построить станцию. Проектиро вание ее поручили специалистам из «Гидроэлектростроя» —пред шественника нынешнего «Ленгидропроекта». Рабочую группу проектантов возглавил П. С. Котляров, тот самый Котляров, ко торый впоследствии долгое время был заместителем главного ин женера «Колэнерго». Начинали стройку на голом месте. Люди жили вначале в па латках, потом —в деревянных бараках. Механизмы на стройке были наперечет: два крана, столько же земснарядов и бетономе шалок, один паровой экскаватор и несколько камнедробилок для производства щебня. Так что практически большую часть трудо емких земляных работ пришлось выполнять вручную. Ведь един ственная на стройке маломощная паросиловая установка, рабо тавшая на дровах, не в состоянии была обеспечить энергией даже эти скромные механизмы. Проектирование и строительство станции велось одновремен но. Опыта работы в условиях Заполярья не было ни у проектан тов, ни у строителей, поэтому принимаемые решения зачастую носили поспешный характер. Просчеты стали сказываться уже на стадии испытаний. Так было. Но было и другое. Здание ГЭС, на пример, и сейчас, спустя 80 с лишним лет, выглядит будто новое. Строили его, судя по всему, очень добросовестные люди. Из тех, кто причастен к сооружению этой станции, северянам хорошо из вестны имена второго начальника строительства В. И. Кондрико ва, его заместителя С. Ф. Сиротова, впоследствии ставшего пер вым управляющим «Колэнерго», главного инженера стройки 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz