Белоусов, В. С. Им памятником стали города : очерки истории строительной отрасли Мурманской области / Василий Белоусов ; [редсовет: Н. И. Бережной и др.]. - Мурманск : Опимах, 2019. - 224, [1] с. : ил., портр.

Первой крупной энергетической стройкой, которая по замыс­ лу авторов проекта должна была дать толчок к освоению мине­ рального сырья Кольского полуострова, стала Нивская ГЭС-2. Сюда летом 1930 года и прибыл первый отряд гидростроителей во главе с И. К. Степанченко. Место для первой заполярной ГЭС выбрали очень удачное. Неподалеку —крупная железнодорожная станция Кандалакша, через которую можно было в сжатые сроки доставить на стройку все необходимые материалы, технику и людей. Да и сама река Нива в среднем течении имела большой перепад воды. На месте самого бурного ее порога и решено было построить станцию. Проектиро­ вание ее поручили специалистам из «Гидроэлектростроя» —пред­ шественника нынешнего «Ленгидропроекта». Рабочую группу проектантов возглавил П. С. Котляров, тот самый Котляров, ко­ торый впоследствии долгое время был заместителем главного ин­ женера «Колэнерго». Начинали стройку на голом месте. Люди жили вначале в па­ латках, потом —в деревянных бараках. Механизмы на стройке были наперечет: два крана, столько же земснарядов и бетономе­ шалок, один паровой экскаватор и несколько камнедробилок для производства щебня. Так что практически большую часть трудо­ емких земляных работ пришлось выполнять вручную. Ведь един­ ственная на стройке маломощная паросиловая установка, рабо­ тавшая на дровах, не в состоянии была обеспечить энергией даже эти скромные механизмы. Проектирование и строительство станции велось одновремен­ но. Опыта работы в условиях Заполярья не было ни у проектан­ тов, ни у строителей, поэтому принимаемые решения зачастую носили поспешный характер. Просчеты стали сказываться уже на стадии испытаний. Так было. Но было и другое. Здание ГЭС, на­ пример, и сейчас, спустя 80 с лишним лет, выглядит будто новое. Строили его, судя по всему, очень добросовестные люди. Из тех, кто причастен к сооружению этой станции, северянам хорошо из­ вестны имена второго начальника строительства В. И. Кондрико­ ва, его заместителя С. Ф. Сиротова, впоследствии ставшего пер­ вым управляющим «Колэнерго», главного инженера стройки 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz