Белоусов, В. С. Им памятником стали города : очерки истории строительной отрасли Мурманской области / Василий Белоусов ; [редсовет: Н. И. Бережной и др.]. - Мурманск : Опимах, 2019. - 224, [1] с. : ил., портр.

мечалось расширить в три раза. В проекте, кстати, рассматрива­ лись шесть различных типов портовых набережных, но до после­ дних лет ни один из них так и не был воплощен. С легких временных деревянных пристаней, внутри которых плескалась вода, и прокладки железнодорожного пути к строяще­ муся городу на окраине российской земли, как писала 30 октября 1915 года английская газета «Таймс», Россия получила «свобод­ ный выход к свободному морю». Развивать его после изгнания с Кольской земли белогвардейцев и англо-американских интервен­ тов выпало на долю советской власти. В тяжелом состоянии досталась Советам с таким трудом пост­ роенная железная дорога на Мурман. Во многих местах шпалы сгнили, мосты были разрушены. Исправными оставались лишь четверть имевшихся здесь паровозов и около 40 процентов ваго­ нов. Не в лучшем состоянии находились и портовые сооружения в Мурманске. Средств на восстановление разрушенного хозяйства и дострой­ ку железной дороги у государства не было, поэтому Совет Труда и Обороны в 1921 году поручил управлению дороги решать эту задачу хозяйственным способом. Ему были даны колонизацион­ ные права, позволяющие осваивать окружающую территорию, эк­ сплуатировать природные ее богатства и на полученные от этой деятельности средства заканчивать строительство пути, мостов, восстанавливать станционное хозяйство. Постановлением Совета Народных Комиссаров в мае 1923 года управление портами Мурманск и Кемь с их приписными порто- пунктами также передали Мурманской железной дороге. Началась интенсивная колонизация Кольского края. В помощь местным властям советское правительство направило несколько сотен тру- дармейцев. Некоторые из них стали рыбаками, портовыми рабо­ чими и железнодорожниками. Большинство же выбрало профес­ сию строителя и работали на восстановлении железнодорожного хозяйства. К 1923 году регулярное движение поездов по самой се­ верной российской железной дороге было восстановлено. «В ознаменование самоотверженного, упорного труда, широ­ кого и смелого почина, мощного организационного размаха, не­ 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz