Белоусов, В. С. Им памятником стали города : очерки истории строительной отрасли Мурманской области / Василий Белоусов ; [редсовет: Н. И. Бережной и др.]. - Мурманск : Опимах, 2019. - 224, [1] с. : ил., портр.

портом, сооружаемым на западном берегу Кольского залива в рай­ оне поселка Лавна. В этой работе задействованы и мостостроите­ ли. Им предстоит соорудить уникальный мостовой переход через южную часть залива, чуть ниже места впадения в него реки Туло- мы у Нижнее-Туломской ГЭС. А та, первая в Заполярье федеральная автомагистраль, соеди­ нившая Мурманск с центральной Россией, во многом способство­ вала подъему экономики области. В ее сооружении участвовали сотни, если не тысячи рабочих различных специальностей и ин­ женерно-технических работников, которые связали свою жизнь со строительством и эксплуатацией дорог. Многих уже нет в жи­ вых, другие ушли на заслуженный отдых, некоторые продолжают работать. Созданная ими дорога со временем устарела, и ее при­ шлось реконструировать с учетом того, чтобы по ней могли хо­ дить и современные большегрузные фуры. Только эту работу вы­ полняют уже новые поколения дорожных строителей, не только мурманских, а и привлеченных из других областей страны. Да и сама страна стала совсем другой после распада СССР и перехода на рыночную экономику. Соревнования трудовых коллективов, как было в те годы, нет уже и в помине. Совсем иными стали и стимулы к труду, главный из которых —деньги. Но об этом —осо­ бый рассказ. С большим трудом, но правительство области и в условиях рыночной экономики находило и находит средства для продол­ жения дорожного строительства. Только за 1999-2006 годы на Кольском полуострове введены в эксплуатацию более 120 кило­ метров новых и реконструированных автомобильных дорог, ре­ конструировано и построено 11 мостов. Осенью 2016 года завер­ шена реконструкция объездной дороги Мурманска, которая теперь соответствует международным стандартам. Содержанием, ремон­ том и строительством новых автомагистралей занимаются десят­ ки местных подрядных организации, в том числеОАО «Оленегор­ ское ДСП», ОАО «Кандалакшское ДСУ-3», Кольское, Никельс- кое и Умбское управления, Кольское мостовое предприятие и дру­ гие. Головным и координирующим предприятием в этой сфере остается «Мурманскавтодор». 132

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz