Белоусов, В. С. Им памятником стали города : очерки истории строительной отрасли Мурманской области / Василий Белоусов ; [редсовет: Н. И. Бережной и др.]. - Мурманск : Опимах, 2019. - 224, [1] с. : ил., портр.

евич Субботин, Алексей Иванович Зуев, Роберт Арамович Григо­ рьянц, Константин Степанович Валигуро, Семен Филиппович Задорожный, Семен Антонович Филипьев и другие. Умелыми организаторами производства проявили себя Анатолий Семено­ вич Зорин и Александр Борисович Коломиец, в разные годы воз­ главлявшие «Мурманскавтодор». Еще в 1960 году на базе ДУ-347 в Коле была построена экспе­ риментальная база по внедрению на дорогах области так называе­ мых прямых и обратных эмульсий для обработки щебня с после­ дующей укладкой его в покрытие дорожного полотна, —расска­ зывает С. Ф. Задорожный. —Научные разработки осуществлял Ленинградский филиал «Союздорнии» под руководством канди­ дата технических наук Александры Павловны Архиповой. Испы­ тания нового материала показали высокую его эффективность и в условиях Заполярья. Новая технология позволяла укладывать покрытие в любую погоду и даже при минусовой температуре, что особенно важно для Крайнего Севера. И еще одно преимущество нового материала —его можно хранить на складах, то есть накап­ ливать, что значительно повышает производительность труда до­ рожников. Убедившись в этом, трест создал крупную базу по при­ готовлению битумно-сланцевой эмульсии ближе к месту работы дорожников —в районе Оленегорска, что дало возможность до­ ставлять ее во все подразделения «Автодора» кратчайшим путем. И не только автомобильным транспортом, а й в цистернах по же­ лезной дороге. Было налажено и собственное производство железобетонных изделий для строительства мостов. Из них, в частности, построе­ ны мост через реку Кола и путепровод к аэропорту Мурманск, мостовой переход через реку Умба. 1 января 1973 года областные управления были преобразова­ ны в производственные управления по строительству и эксплуа­ тации автодорог. Эту дату и считают днем рождения нынешнего «Мурманскавтодора». Главным инженером новой организации с того времени по август 1987 года был С. Ф. Задорожный. На его долю выпало создание современной производственной базы тре­ ста, обеспечивать нормальные бытовые условия для персонала. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz