Белоусов, В. С. Им памятником стали города : очерки истории строительной отрасли Мурманской области / Василий Белоусов ; [редсовет: Н. И. Бережной и др.]. - Мурманск : Опимах, 2019. - 224, [1] с. : ил., портр.

Начальником Дорожно-строительного района с июля 1960 года работал Алексей Тихонович Лупоносов. Это был опытный руководитель, знающий дорожное строительство. Его опыт помо­ гал нам выходить из самых сложных ситуаций. А они возникали довольно часто. Дорогу прокладывали в местах, где еще не так давно гремели бои. В ходе работ не раз находили боеприпасы и останки солдат. Об этих находках непременно сообщали в Кольский райвоенкомат, который и производил перезахоронение солдат, обезвреживал найденные нами снаряды, мины и авиабомбы», —рассказывал ветеран. В то время финансировать дорожное строительство стали за счет государственных капиталовложений, что способствовало ус­ корению работ. Осенью 1962 года дорогу до Печенги приняли в эксплуатацию. Строителей перевели на новое место —в Монче­ горск, где была создана новая база дорожников. 18 сентября 1962 года экскаваторщик В. Голиков погрузил первые кубометры зем­ ли для дорожного полотна будущей автомагистрали Ленинград — Мурманск. К 1969 году был проложен первый участок новой до­ роги между Мончегорском и Кандалакшей. Был сдан в эксплуа­ тацию участок дороги, связавшей «Ленинградку» с Кировском и Апатитами, после чего основные силы треста «Мурманскдор- строй» были сосредоточены на завершении строительства этой до­ роги в пределах Мурманской области. Первые 55 километров новой автомагистрали на территории Кольского полуострова, согласно областным социалистическим обязательствам, намечалось сдать в эксплуатацию в декабре 1973 года. Это была сложная задача. Для обустройства дороги требова­ лись специально подготовленный щебень и асфальт. Чтобы не за­ висеть от внешних поставщиков и не сдерживать строительство, асфальт стали готовить на небольшом заводе, смонтированном в районе станции Магнетиты. Там же построили щебеночный за­ вод, продукцию которого к месту назначения пришлось достав­ лять сперва по железной дороге, а потом —на автомашинах. Ваго­ нов вечно не хватало, и это сдерживало асфальтирование подго­ товленных участков дороги. Приходилось, пользуясь долгим по­ лярным днем, вести работы круглосуточно. 128

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz