Белоусов, В. С. Им памятником стали города : очерки истории строительной отрасли Мурманской области / Василий Белоусов ; [редсовет: Н. И. Бережной и др.]. - Мурманск : Опимах, 2019. - 224, [1] с. : ил., портр.

командующего Прибалтийским военным округом, депутатом Вер­ ховного Совета СССР. В последние годы жизни (с 1957 по 1958 год) работал в Генеральном штабе. Похоронен генерал-полковник В. И. Швецов в Москве. Поскольку первыми всегда на место будущей новостройки приходят изыскатели, первым строителем железнодорожной стан­ ции Мурманск и порта по праву считают Ивана Андреевича Мат- веичева. Это он поставил на берегу залива чугунный репер, к ко­ торому позднее привязывалась высотная и плановая съемка мес­ тности. И. А. Матвеичев был не только изыскателем, но и первым руководителем строительства временной свайно-эстакадной при­ стани, к которой 1 сентября 1915 г. и ошвартовалось с грузом из Америки первое морское судно —пароход «Дротт». Официально же назначенным начальником всей строительной площадки в рай­ оне Семеновых островов был Борис Евгеньевич Веденеев. С име­ нем этого человека связаны многие важнейшие стройки страны первых лет советской власти. Он участвовал в составлении плана ГОЭЛРО, являлся одним из руководителей сооружения Волхов­ ской и Днепровской ГЭС, избирался депутатом Верховного Со­ вета СССР первого и второго созывов. Был академиком, лауреа­ том Государственной премии, а также отмечен многими орденами и медалями. Его именем названы судно и научно-исследовательс- кий институт. Автором же проекта порта был начальник управления Мур­ манских изысканий Валериан Евгеньевич Ляхницкий. В годы со­ ветской власти он стал доктором технических наук, действитель­ ным членом Академии строительства и архитектуры СССР. По его проектам построен целый ряд гидротехнических сооружений на реках и морях Советского Союза. Длительное время профес­ сор В. Е. Ляхницкий возглавлял кафедру Ленинградского инсти­ тута инженеров водного транспорта. Был награжден орденами Ле­ нина, Трудового Красного Знамени, Знак Почета и многими ме­ далями. Ляхницкий проектировал и первый рабочий поселок на пра­ вом берегу Кольского залива —предшественник нынешнего Мур­ манска. Рассчитан он был на 4200 человек. В дальнейшем его на­ 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz