Белоусов, В. С. Им памятником стали города : очерки истории строительной отрасли Мурманской области / Василий Белоусов ; [редсовет: Н. И. Бережной и др.]. - Мурманск : Опимах, 2019. - 224, [1] с. : ил., портр.

рядом с железнодорожной станцией Оленья были разведаны боль­ шие запасы железной руды, начались в 1941 году. Война затормо­ зила создание металлургической базы Северо-Запада. Вернулись к этому проекту уже после Победы. В 1948 году было организова­ но Ено-Заимандровское рудоуправление, ставшее заказчиком строительства. Управляющим был назначен Дмитрий Александ­ рович Романов —опытный работник, бывший заместитель дирек­ тора по строительству горного хозяйства Череповецкого метал­ лургического завода. Главным инженером рудоуправления стал И. А. Алферов, начальником отдела кадров —М. А. Пономарева. Генеральным подрядчиком выбрали трест «Кольстрой», в составе которого образовали управление «Рудстрой», которому пришлось сооружать основные объекты рудника и обогатительной фабрики будущего Оленегорского горно-обогатительного комбината. Та­ кова краткая история создания новой отрасли народного хозяй­ ства Заполярья. В связи с тем, что начавшееся уже строительство такого же комбината в Ковдоре было связано с трудоемкими подготовитель­ ными работами, усилия строителей были сосредоточены на соору­ жении Оленегорского предприятия, расположенного ближе к об­ житым местам. К моменту пуска Оленегорского ГОКа на Ковдор- ском месторождении вели только подготовительные работы. Вос­ станавливали железнодорожную ветку, разобранную во время войны на нужды обороны, достраивали железнодорожное полот­ но, искусственные сооружения и другие объекты. Первый рабо­ чий поезд по восстановленному пути прошел в Ковдор в 1951 году, но только спустя четыре года эта железнодорожная ветка была принята в постоянную эксплуатацию. Первая группа рабочих сюда прибыла в июне 1953 года. Лю­ дей поселили в старых бараках, оставшихся от геологов. Они-то и развернули здесь строительство жилых домов, заложили собствен­ ную производственную базу, к которой вскоре была проложена высоковольтная линия электропередачи, связавшая каскад Нив- ских ГЭС с площадкой будущего комбината и города. В 1954 году в связи с быстро возросшим объемом работ было создано строи­ тельное управление «Ковдорстрой». Первым его руководителем 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz