Белоусов, В. С. Им памятником стали города : очерки истории строительной отрасли Мурманской области / Василий Белоусов ; [редсовет: Н. И. Бережной и др.]. - Мурманск : Опимах, 2019. - 224, [1] с. : ил., портр.

вооружения, стратегических материалов, боевой техники, обмун­ дирования и других необходимых материалов. Страна вынужде­ на была прибегнуть к закупкам их за границей. Порты же, через которые в Россию доставлялись военные закупки, на Балтике бло­ кировали немцы, а на Черном море —турки. Свободный выход в Мировой океан оставался только на Севере —через Архангельск. Но его порт мог принимать суда лишь семь месяцев в году. Данные обстоятельства заставили царское правительство приступить к не­ замедлительному строительству железной дороги к северному по­ бережью Кольского полуострова и одновременно —порта —дубле­ ра Архангельска. Конечной точкой дороги был определен участок Кольского залива в районе Семеновых островов. Создавать железнодорожную магистраль пришлось на огром­ ном безлюдном пространстве, через многочисленные реки, ручьи, болота и сопки, в тяжелейших климатических условиях. Строить ее начали с двух направлений —с севера на юг и с юга —на север. Одновременно приступили и к сооружению порта на берегу Коль­ ского залива. Первую артель плотников доставили на Мурман 3 апреля 1915 года через Петроград, Финляндию, Швецию и Нор­ вегию по железной дороге до Нарвика, а затем —пароходом до Семенова, как в ту пору называлось место новостройки. Возгла­ вил первостроителей десятник Адам Бык. Его артель и возвела здесь первые бараки для строителей северного участка железной дороги. Прибывшие вскоре сюда тем же путем рабочие министер­ ства путей сообщения начали строить первый причал порта —же­ лезнодорожную пристань. История сохранила имена некоторых участников сооружения дороги и порта, которые в последствии стали известными не только в России, а и за ее пределами. Так, бывший рабочий этой стройки, выходец из Вологодской губернии Василий Иванович Швецов, добровольцем вступивший в Красную Армию после изгнания ин­ тервентов с Кольского полуострова, стал крупным советским во­ еначальником. В годы Великой Отечественной войны командо­ вал армией. Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова I степени и Отечествен­ ной войны I степени. В мирное время был первым заместителем 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz