Белоусов, В. С. Им памятником стали города : очерки истории строительной отрасли Мурманской области / Василий Белоусов ; [редсовет: Н. И. Бережной и др.]. - Мурманск : Опимах, 2019. - 224, [1] с. : ил., портр.

были уже такие крупные стройки, как Горьковский автомобиль­ ный завод и Нижне-Тагильский металлургический комбинат. На новом месте он начал с того, что ввел сдельно-прогрессивные нор­ мы на все виды строительных работ и наладил обучение рабочих стахановским методам труда. Плотники, например, были освобож­ дены от всех подсобных работ, что позволило возводить жилые дома (в ту пору в основном деревянные) в два —два с половиной раза быстрее. Руководство треста уделяло большое внимание ук­ реплению собственной производственной базы, внедрению повсе­ местно средств малой механизации. Тогда сложности часто возникали из-за задержек с поставкой кирпича, изготавливаемого Кильдинским кирпичным заводом. Что­ бы ликвидировать простои, Царевский направил на это предприя­ тие группу своих работников, которые построили мост для вывоза кирпича к железной дороге и ряд других объектов, позволивших повысить эффективность работы этого предприятия. Положитель­ но сказалось это и на деятельности трестовских коллективов. При нем особенно интенсивно велись работы по строительству объектов для получения никеля и кобальта, из-за нехватки кото­ рых в стране сдерживалось развитие многих отраслей народного хозяйства, в том числе —оборонной промышленности. Стройка была под неусыпным контролем тогдашнего наркома внутренних дел Лаврентия Берия. К началу войны в молодом городе металлургов уже были своя больница, несколько детских садов и яслей, три школы, столовая- ресторан, универмаг и много других объектов социально-бытово­ го и культурного назначения. 23 февраля 1939 года комбинат дал черновой, а чуть позже —и электролитный никель. Однако война смешала планы строителей и металлургов. По решению правитель­ ства Советского Союза, только что смонтированное и освоенное оборудование пришлось срочно эвакуировать за Урал и в Но­ рильск. Большинство строителей ушло на фронт. Из 33 тысяч жителей Мончегорска в городе осталось чуть больше пяти тысяч. Еще в предвоенные годы на стройках Мончегорска особенно хорошо проявили себя руководители трестовских подразделений Н. Павлинов и Д. Зайдин. Первый возглавлял «Севзапсталькон- 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz