Белоусов, В. С. Им памятником стали города : очерки истории строительной отрасли Мурманской области / Василий Белоусов ; [редсовет: Н. И. Бережной и др.]. - Мурманск : Опимах, 2019. - 224, [1] с. : ил., портр.

Когда очевидцы молчат —рождаются легенды. И л ь я Э р е н б у р г ВСЕ НАЧАЛОСЬ С «МУРМАНКИ» Нынешним поколениям северян слово «Мурманка» наверня­ ка ничего не скажет. Между тем с начала прошлого века и до Ве­ ликой Отечественной войны оно было на слуху не только у нас в области, а и далеко за ее пределами. Так в ту пору называлась же­ лезная дорога, связавшая Мурманск с Петрозаводском и Ленинг­ радом и открывшая миру Кольское Заполярье. Впервые проблема прокладки железнодорожных путей на Мурман обсуждалась еще при царе Александре третьем —летом 1894 года. Уже тогда считалось, что дорога будет иметь побужда­ ющее значение для экономического развития края. Кроме того, она обеспечивала бы «беспрепятственный, в течение круглого года находящийся в полной власти России, путь к открытому океану, а, следовательно, и к берегам Западной Европы. При отсутствии такого пути многие государственные надобности могут оставать­ ся неудовлетворенными», —говорил на заседании «Комиссии по проведению железных дорог на Севере России» представитель министерства финансов П. Романов. Тогда совещание не пришло к определенному выводу относи­ тельно начала строительства будущей дороги. И хотя в 1902 году уже новый царь —Николай II —утвердил проект создания межо- кеанских великих железных дорог от Порт-Артура и Владивосто­ ка до Мурмана, Лиепаи и Одессы, средств на дорогу в Заполярье так и не нашли. Подтолкнула строительство «Мурманки» первая мировая война, одной из воюющих сторон которой стала Россия. Уже в начале военных действий выявилась серьезная нехватка

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz