Белоусов, В. С. Им памятником стали города : очерки истории строительной отрасли Мурманской области / Василий Белоусов ; [редсовет: Н. И. Бережной и др.]. - Мурманск : Опимах, 2019. - 224, [1] с. : ил., портр.
Когда очевидцы молчат —рождаются легенды. И л ь я Э р е н б у р г ВСЕ НАЧАЛОСЬ С «МУРМАНКИ» Нынешним поколениям северян слово «Мурманка» наверня ка ничего не скажет. Между тем с начала прошлого века и до Ве ликой Отечественной войны оно было на слуху не только у нас в области, а и далеко за ее пределами. Так в ту пору называлась же лезная дорога, связавшая Мурманск с Петрозаводском и Ленинг радом и открывшая миру Кольское Заполярье. Впервые проблема прокладки железнодорожных путей на Мурман обсуждалась еще при царе Александре третьем —летом 1894 года. Уже тогда считалось, что дорога будет иметь побужда ющее значение для экономического развития края. Кроме того, она обеспечивала бы «беспрепятственный, в течение круглого года находящийся в полной власти России, путь к открытому океану, а, следовательно, и к берегам Западной Европы. При отсутствии такого пути многие государственные надобности могут оставать ся неудовлетворенными», —говорил на заседании «Комиссии по проведению железных дорог на Севере России» представитель министерства финансов П. Романов. Тогда совещание не пришло к определенному выводу относи тельно начала строительства будущей дороги. И хотя в 1902 году уже новый царь —Николай II —утвердил проект создания межо- кеанских великих железных дорог от Порт-Артура и Владивосто ка до Мурмана, Лиепаи и Одессы, средств на дорогу в Заполярье так и не нашли. Подтолкнула строительство «Мурманки» первая мировая война, одной из воюющих сторон которой стала Россия. Уже в начале военных действий выявилась серьезная нехватка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz