Беликов, М. Л. Текст как форма жизни : [сборник стихов и размышлений] / Максим Беликов. - Апатиты : Издательство дизайн-студии «Вектор», 2007. - 148, [2] с. : ил.

западнизированные божки, такие, например, как выгода, страх перед неоправданными трудностями (правда, вот кем неоправданными?), трусость (одна на всех и для каждого отдельного человека), и т. д. О духовности вспоминают всё реже и реже, а ведь это то, что действительно отличает человека от всех других живых существ. Мы должны дополнять природу - весь живой мир, а не порабощать и уничтожать его. Разум - это ещё не повод для господства. Интеллект - это не выше, чем инстинкт, который эволюционно доказал свою силу. Наша цель, цель людей, на мой взгляд, заключается в стремлении к духовной и правомерной гармонии и равенству с природой (всеми живыми организмами) и друг с другом. И так как наш разум даёт нам возможность в отличии от других существ сделать выбор, мы можем им воспользоваться и так, чтобы мир вокруг и мы сами стали ещё чуточку гармоничнее. Многие мыслители прошлого, да и настоящего, такие как И. Фихте, некоторые русские космисты и другие считали, что человек должен подчинить природу себе, и что в этом якобы заключается главное стремление человека, но я не вижу в этом смысла, ибо цена, которую придётся за это заплатить, крайне высока. Это грозит не только первозданности природы и всей планеты в целом и отдельного индивида в частности. Если с «преобразованием» природы более или менее ясно (о природоохранной деятельности), то позволю себе остановиться на угрозах человеку. Все стремления управлять природой ведут к дисгармонии, в которой никак не смогут стереться грани между отдельными людьми, и они не будут равноправны. Мы можем позволить себе целесообразно использовать некоторые блага природы, но уподобляться богам и переходить от категории «человек» к категории «бог» не в наших силах, да и это собственно ни к чему. Я не буду первым, кто говорит, что изменения в обществе, которые должны привести к равноправию людей и гармоничному (благоговейному - этика А. Швейцера) отношению к природе 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz