Бажанов, А. Стихи и поэмы о саамском крае = Verses & poems on the Saami land / Аскольд Бажанов ; English translation by Naomi Caffee ; with an essay by Johanna Domokos. - Berlin : Nordeuropa-Institut der Humboldt-Universitat, 2009. - 205 с. : ил., портр.

1 7 3 емое иначе - лулесаамской литературой), давшее больше всего произведений за последние два столетия. Третье направление - российская или восточно-саамская литература, находящая­ ся в развитии и по сей день. Обстоятельства жизни Аскольда Бажанова (его детство, годы учения, утрата родных мест и родного языка, впечатления от второй мировой войны и поте­ ря отца) в соединении с его поэтическими темами отражают главное в восточно-саамской литературе. Эта тематика роднит его труды с произведениями других саамских авторов России, таких, как Октябрина Воронова, Софья Якимович, Ираида Ви­ ноградова, Александра Антонова. В то же время, несмотря на обращение разных саамских авторов к близким темам, они и по собственному желанию, и под влиянием обстоятельств ра­ ботали по различным литературным и политическим канонам. В то же время мы обнаруживаем сходство тем в поэзии некото­ рых российских саамов с тематикой западносаамских авторов Паулус Уци или Нилс-Аслак Валкеапээ. Поэзия восточных саамов, которых на сегодняшний день осталось менее 2000, записывается кириллицей на нескольких восточно-саамских языках, а также на русском. Эта поэтическая традиция демонстрирует сильные стилистические и метанар- ративные модели, близкие к образцам современной российской поэзии, в то время как другие направления саамской литерату­ ры больше тяготеют к скандинавским традициям и традициям коренных народов (подробнее это будет описано в разделе 2 данной статьи). Аскольд Бажанов родился 21 июля в 1934 году в Кольском районе, в деревне Нотозеро Мурманской области. Как и многие саамы, став жертвой политики централизации, он был вынуж­ ден покинуть свою родину. При строительстве плотины на озе­ ре дом Бажанова был затоплен, и возвращение туда оказалось возможным только в его воспоминаниях. Это сильнейшее по­ трясение обогатило его поэзию и привело к тому, что памяти в его творчестве придается особое значение - это хранилище важ­ нейших моментов становления личности. Утрата, описанная в стихотворении «Где погост саамский Рестикент...» (стр. 130) передает отсутствие определенности, зыбкость существования. Отраженная в поэзии Бажанова душевная травма, вызванная

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz