Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере на рубеже XIX-XX вв.: духовенство и жизнь приходов по материалам Российского государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга // Севернорусские рукописи и старопечатные книги на Кольском Севере: коллекции, описания, исследования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. - С. 97-101.

Уже 9 (22) января 1917 г. владыка препроводил Святейшему Синоду данные о том, какая территория понадобится для церковных зданий в новом городе и в целом на Мурманском берегу. Цифры оказались достаточно приемлемыми: 100 десятин земли (примерно 109 га) из 4000 предоставленных Министерством земледелия для самого города. Но взгляд на открытие в Романове-на-Мурмане монастырей или монастырских подворий у епископа был иным. Нафанаил в своем ответе подчеркнул, что монастыри и духовенство в северном крае при колонизации всегда заботились только о духовных нуждах населения, а забота о материальном к тому же преждевременна, так как богатства края еще малоизвестны, «край еще пустынный, условия суровы». Поэтому ближайшей задачей должно стать «...его заселение и создание сносных условий существования...». Доводы о нецелесообразности открытия монастыря в самом г. Романове-на-Мурмане представляются нам весьма убедительными: став большим городом и не имея местной святыни, он не будет удобен и привлекателен как для насельников, так и для богомольцев. В то же время, когда Синод начал обсуждение вопроса о будущем духовном развитии нашего края, проходило заседание Особого Междуведомственного Совещания по устроению и развитию Русского Севера, на котором было признано необходимым принять меры для создания таких условий вдоль построенной железной дороги, которые бы привели к быстрому заселению Мурманского края: «Для сего, помимо обеспечения поселенцев продуктами, одеждой и жилищами надо ныне же обеспечить и удовлетворение потребностей духовных, путем постройки церквей и школ». Присутствовавшие на Совещании были единодушны в том, что новые приходы и церкви должны быть готовы еще до прибытия новоселов, чтобы они сразу же попадали «...в привычные условия русской жизни». В январе 1917 г. Его Преосвященством Нафанаилом и Совещанием было принято решение о необходимости постройки по линии Мурманской железной дороги примерно 11 церквей и 13 церковно­ приходских школ, с обязательным устройством причтовых помещений и школьных зданий [3]. В годы Первой мировой войны на территории Кольского края появилась база Мурманского отряда флотилии Северного Ледовитого океана. О судовых священниках, прибывших сюда на кораблях Сибирской флотилии - «Чесма» и «Ксения», - сообщают материалы послужных списков фонда духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства Синода (ф. 806). Священники этих необычных церквей обладали яркой биографией и послужным списком. Так, священник Александр Давидович Гургенидзе (к 1916 г. ему всего лишь 35 лет) окончил на «отлично» (по 1 разряду) Тифлисскую духовную семинарию, проучился четыре года на факультете восточных языков в г. Санкт-Петербурге, служил священником при КВЖД, во Владивостоке, 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz