Бардилева, Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере на рубеже XIX-XX вв.: духовенство и жизнь приходов по материалам Российского государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга // Севернорусские рукописи и старопечатные книги на Кольском Севере: коллекции, описания, исследования / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. - С. 97-101.
обществ и организаций по изучению истории православия на Русском Севере [1]. В существовавшей с августа 1836 г. до 25 октября 1917 г. канцелярии обер-прокурора Синода хранились донесения епархиальных властей, дела о церковных имуществах, документы о строительстве и ремонте церковных зданий, рассматривались жалобы прихожан на священников и духовенства на епархиальное начальство, разрешались спорные вопросы между представителями епархиального духовенства, монастырей по тем или иным проблемам и т.п. [5]. Весьма любопытным документом является переписка о высокополезнейшей деятельности для государства настоятеля Трифоно-Печенгского монастыря архимандрита Ионафана (1909 г.). Несмотря на успехи данной обители и экономическое процветание монастыря, самого настоятеля церковные власти далеко не жаловали. Камнем преткновения оставались его взаимоотношения с настоятелем Соловецкого монастыря, к которому был приписан Трифоно-Печенгский, финансовая независимость и слава, которой заслуженно пользовалась окраинная северная обитель. Архангельскому губернатору И.В. Сосновскому приходилось ходатайствовать за него перед обер- прокурорами Святейшего Синода. Письмо-прошение поддержать деятельность Ионафана, особенно строительство грунтовых шоссейных дорог, нашло отклик в столице. О.Ионафана одобрил и председатель Совета Министров П.А.Столыпин, который попросил его превосходительство С.М. Лукьянова разобраться в финансовых претензиях к Трифоно-Печенгскому монастырю. После отчета последнего и урезания выплачиваемых ему Синодальной конторой и Соловецким монастырем средств, северной обители позволили продолжить хозяйственную деятельность в избранных направлениях [2]. В этом же фонде, а также фонде канцелярии Синода, отложились дела «о благоустроении» Кольского Севера в годы Первой мировой войны, строительства Мурманской железной дороги, порта и военных сооружений на Кольском заливе. В край прибыло несколько тысяч рабочих и служащих. Возникла потребность в создании новых церквей. Суждения об оказании содействия со стороны Духовного Ведомства в этом вопросе были выслушаны по указу его императорского величества в Святейшем Правительствующем Синоде 2 (15) декабря 1916 г. Было решено открыть в Мурманском крае ставропигиальный мужской монастырь с устройством при нем книжно-печатного дела в целях просвещения; женский монастырь, при котором для развития милосердия предполагалось создание странноприимного дома, богадельни и школы; колонию для прокаженных с церковью и аптекой. Этот план был отправлен епископу Архангельскому и Холмогорскому Нафанаилу с попутным поручением представить сведения о том, какое количество земли необходимо для устройства в г. Романове-на-Мурмане епархиальных учреждений Архангельской епархии. 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz