Бардилева, Ю. П. Трифонов Печенгский и Валаамский монастыри: сходство и различие в судьбах : (от основания до второй половины ХХ в.) / Юлия Петровна Бардилева // Под сенью Трифона. – 2011. – № 1 (янв.). – С. 37-40.

Трифонов Печенгский и Валаамский монастыри: сходство и различие в судьбах (от основания до второй половины XX в.) Юлия Петровна Бардилева, кандидат исторических наук, доцент Серьезнейшим испытанием для обителей Русского Севера стали события XX в.: Первая мировая война, революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война, начавша­ яся антицерковная полити­ ка советского государства, — все это привело к упадку мо­ настырской жизни. Первые сложности у при­ граничных монастырей воз­ никают уже в годы Первой мировой войны. Монастыр­ ская летопись инока Вала­ амского монастыря Иувиана (Красноперова) отражает все злоключения обители с 1914 по 1920 гг. 264 монастырских насельника были призваны на военную службу. Мона­ стырь пожертвовал на воен­ ные нужды 10 тысяч рублей. Решено было отвести место в монастыре для больных и раненых воинов. В 1916 г. из- за бедственного положения Валаамского монастыря при­ шлось закрывать часть ски­ тов. Монах Иувиан (Красно- перов) пишет, что с момента отречения от престола Нико­ лая II утратилась всякая на­ дежда на победу в войне. По этому случаю в Финляндии начались выступления про­ тив русских. В целях само­ защиты на колокольне уста­ новили сменный дозор из братии, по ночам устроили караул из тех, кто мог дер­ жать оружие и владел им. С началом революционных событий, опасаясь за сохран­ ность церковного имуще­ ства, в октябре 1917 г. на Ва­ лааме сняли все украшения с икон, разобрали и убра­ ли раку святых, часть все­ го увезли в Россию, часть спрятали в сокровенных ме­ стах. С 8 ноября 1917 г. почти прекратилась доставка кор­ респонденции в монастырь. После октябрьского перево­ рота в 1917 г. Финляндия по­ лучила независимость, и Ва­ лаам оказался на ее террито­ рии. Новый 1918 год принес еще большие испытания. Как отмечает инок Иуви- ан (Красноперов), с 12 ян­ варя 1918 г. началось зна­ менитое в обители «Порт- Артурское сидение». С этого времени и до 27 апреля мо­ настырь был отрезан даже от Выборга. С 24 января впер­ вые был введен паек на хлеб в монастыре. Из-за реквизи­ ций 13 февраля, 7 и 10 марта, проведенных белой гварди­ ей, хлебный паек еще боль­ ше уменьшился, с сентября хлеб уже смешивался с мя­ киной и картофелем. В на­ чале апреля 1918 г. на Валаа­ ме был расположен гарнизон белой гвардии, к лету с 50 че­ ловек увеличившийся до 250. Авраамиевский остров слу­ жил местом заключения для военнопленных. Когда же в апреле 1918 г. гражданская война в Фин­ ляндии закончилась пораже­ нием красных, финляндское правительство поспешило присвоить имущество оби­ тели — реквизировали мона­ стырские пароходы, а на Ва­ лааме разместили финлянд­ ский гарнизон. С осени 1918 г. ситуация на Валааме стала ухудшаться. Братия питалась уже исключительно капустой и картошкой, хлеба не оста­ лось. В сентябре и октябре в монастыре свирепствова­ ла «испанка» — 100 человек из братии заболело, 6 умерло. Пугало отсутствие известий о происходящем в России — в конце ноября 1918 г. пре­ кратили звон в обители, так как боялись, что его услы­ шат большевики и приплы­ вут в монастырь на парохо­ дах. В отчете исполняющего обязанности настоятеля Ва­ лаамского монастыря Пав­ Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz