Бардилева, Ю. П. Трифонов Печенгский и Валаамский монастыри: сходство и различие в судьбах : (от основания до второй половины ХХ в.) / Юлия Петровна Бардилева // Под сенью Трифона. – 2011. – № 1 (янв.). – С. 37-40.
сещения, должны были по кинуть родную обитель, и на этот раз навсегда. Военные подразделения финской ар мии, общая численность ко торых составляла не менее 2 000 человек, покинули ар хипелаг 19 сентября 1944 г. А в бывшей усадьбе Папин- ниеми в сельской местности Хяйнавеси, приобретенной братией 24 июля 1940 г. на территории Финляндии, на чалась жизнь монастыря, ко торый впоследствии получил название Новый Валаам. Не менее драматично сло жилась в годы революции и гражданской войны и судь ба Трифоно-Печенгского мо настыря. По договору, за ключенному 1 марта 1918 г. между революционным пра вительством Финляндии и Совнаркомом, Россия соби ралась уступить Финляндии район Печенги. Архангель ское епархиальное управле ние выразило закономерную обеспокоенность послед ствиями данного соглашения и выпустило обращение «К духовенству Архангельской епархии (для самого широ кого распространения среди прихожан)». Всех верующих призывали выступить с про тестом «... против вопиюще го расчленения России» и во имя спасения русского досто яния. Этот протест духовен ства был услышан и поддер жан жителями ряда волостей Кольского Севера. Известия Архангельского Совета ра бочих и солдатских депута тов опубликовали телеграм му, полученную из Печенги и содержащую протест про тив договора с Финляндией. Ее подписали жители Вайда- губы, Червяной колонии (причем и финское население тоже), Маловолокской воло сти Печенгского общества. В это же время, после под писания Брест-Литовского мира, в Печенге появились английские войска, которые оставались здесь до октября 1919 г. Как впоследствии от мечалось в ведомости Трифо нов Печенгского монастыря, данная обитель послужила твердой основой при устрой стве обороны Печенги, помо гая для этого строительными материалами и постройками, вместила «... на жительство в зданиях своих защитников с союзных войск за время борь бы с Финляндией и больше визмом в 1918 и 1919 г.» Положение обители с каж дым днем ухудшалось. Со времени революции из мона стырских владений отошло 1200 десятин покосной земли в пользу местного населения. Монастырь был почти совер шенно вытеснен со своих зе мель из-за «разбойничьих по ступков», в особенности коло нистов из Червяной, которые собирали гагачий пух на при надлежащих обители Айно- вых островах. Поделенык 1919 г. были и рыболовные тони: как указывается еще в 1918 г., «... все рыболовные тони и участки отошли в равноправ ное пользование с окрест ными жителями», а с торгов, за 500 рублей, были выделе ны монастырские участки в ст. Лодейном и по р. Печенге. Монастырь по-прежнему за нимался хозяйственной дея тельностью, однако сокраща лось поголовье скота, замерла жизнь в мастерских. 14 августа 1920 г. между Со ветской Россией и Финлян дией был заключен Юрьев ский (Дерптский) мирный договор, следствием которо го стало присоединение Пе- ченги к Финляндской Ре спублике. 3 декабря 1920 г. председателем Мурманско го Уездсовнархоза И. Я. Ан кудиновым была начата лик видация Верхне-Печенгского монастыря. На месте обите ли предполагали построить смолокуренную и сельско хозяйственные артели. Что и не мудрено — монастыр ским хозяйством за успеш ную почти тридцатилетнюю деятельность все было под готовлено для этого (были, кстати говоря, здесь и смо локурня, и заливные луга). Причем, отбирая у монасты ря имущество, И. Я. Анку динов отмечал, что все не обходимое для жизни и тру да монахов, оставшихся там, им оставлено. Видимо, он полагал, что реквизирован ные им медикаменты, пред меты богослужебной прак тики, постельные принад лежности, одежда, продукты и многое другое им не пона добятся. При этом еще пы тались провести мобилиза цию из числа насельников. Из Киркенеса 5 декабря 1920 г. телеграфировали, что сюда прибыла группа монахов из Печенгского монастыря, «... бежавшая в Норвегию из-за преследования большевиков. Монахи, большинство из коих перешло 40-летний воз раст, передают, что больше вики мобилизуют все муж ское население края, при нуждая его записываться в Красную армию. Отказыва ющихся расстреливают. Пе- ченгский монастырь сделал ся местом кровавой драмы». Все изъятое из монастыря было погружено на моторный бот и начальник Мурманско го погранособпоста № 7 Ру Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz