Бардилева, Ю. П. Трифонов Печенгский и Валаамский монастыри: сходство и различие в судьбах : (от основания до второй половины ХХ в.) / Юлия Петровна Бардилева // Под сенью Трифона. – 2011. – № 1 (янв.). – С. 37-40.

сещения, должны были по­ кинуть родную обитель, и на этот раз навсегда. Военные подразделения финской ар­ мии, общая численность ко­ торых составляла не менее 2 000 человек, покинули ар­ хипелаг 19 сентября 1944 г. А в бывшей усадьбе Папин- ниеми в сельской местности Хяйнавеси, приобретенной братией 24 июля 1940 г. на территории Финляндии, на­ чалась жизнь монастыря, ко­ торый впоследствии получил название Новый Валаам. Не менее драматично сло­ жилась в годы революции и гражданской войны и судь­ ба Трифоно-Печенгского мо­ настыря. По договору, за­ ключенному 1 марта 1918 г. между революционным пра­ вительством Финляндии и Совнаркомом, Россия соби­ ралась уступить Финляндии район Печенги. Архангель­ ское епархиальное управле­ ние выразило закономерную обеспокоенность послед­ ствиями данного соглашения и выпустило обращение «К духовенству Архангельской епархии (для самого широ­ кого распространения среди прихожан)». Всех верующих призывали выступить с про­ тестом «... против вопиюще­ го расчленения России» и во имя спасения русского досто­ яния. Этот протест духовен­ ства был услышан и поддер­ жан жителями ряда волостей Кольского Севера. Известия Архангельского Совета ра­ бочих и солдатских депута­ тов опубликовали телеграм­ му, полученную из Печенги и содержащую протест про­ тив договора с Финляндией. Ее подписали жители Вайда- губы, Червяной колонии (причем и финское население тоже), Маловолокской воло­ сти Печенгского общества. В это же время, после под­ писания Брест-Литовского мира, в Печенге появились английские войска, которые оставались здесь до октября 1919 г. Как впоследствии от­ мечалось в ведомости Трифо­ нов Печенгского монастыря, данная обитель послужила твердой основой при устрой­ стве обороны Печенги, помо­ гая для этого строительными материалами и постройками, вместила «... на жительство в зданиях своих защитников с союзных войск за время борь­ бы с Финляндией и больше­ визмом в 1918 и 1919 г.» Положение обители с каж­ дым днем ухудшалось. Со времени революции из мона­ стырских владений отошло 1200 десятин покосной земли в пользу местного населения. Монастырь был почти совер­ шенно вытеснен со своих зе­ мель из-за «разбойничьих по­ ступков», в особенности коло­ нистов из Червяной, которые собирали гагачий пух на при­ надлежащих обители Айно- вых островах. Поделенык 1919 г. были и рыболовные тони: как указывается еще в 1918 г., «... все рыболовные тони и участки отошли в равноправ­ ное пользование с окрест­ ными жителями», а с торгов, за 500 рублей, были выделе­ ны монастырские участки в ст. Лодейном и по р. Печенге. Монастырь по-прежнему за­ нимался хозяйственной дея­ тельностью, однако сокраща­ лось поголовье скота, замерла жизнь в мастерских. 14 августа 1920 г. между Со­ ветской Россией и Финлян­ дией был заключен Юрьев­ ский (Дерптский) мирный договор, следствием которо­ го стало присоединение Пе- ченги к Финляндской Ре­ спублике. 3 декабря 1920 г. председателем Мурманско­ го Уездсовнархоза И. Я. Ан­ кудиновым была начата лик­ видация Верхне-Печенгского монастыря. На месте обите­ ли предполагали построить смолокуренную и сельско­ хозяйственные артели. Что и не мудрено — монастыр­ ским хозяйством за успеш­ ную почти тридцатилетнюю деятельность все было под­ готовлено для этого (были, кстати говоря, здесь и смо­ локурня, и заливные луга). Причем, отбирая у монасты­ ря имущество, И. Я. Анку­ динов отмечал, что все не­ обходимое для жизни и тру­ да монахов, оставшихся там, им оставлено. Видимо, он полагал, что реквизирован­ ные им медикаменты, пред­ меты богослужебной прак­ тики, постельные принад­ лежности, одежда, продукты и многое другое им не пона­ добятся. При этом еще пы­ тались провести мобилиза­ цию из числа насельников. Из Киркенеса 5 декабря 1920 г. телеграфировали, что сюда прибыла группа монахов из Печенгского монастыря, «... бежавшая в Норвегию из-за преследования большевиков. Монахи, большинство из коих перешло 40-летний воз­ раст, передают, что больше­ вики мобилизуют все муж­ ское население края, при­ нуждая его записываться в Красную армию. Отказыва­ ющихся расстреливают. Пе- ченгский монастырь сделал­ ся местом кровавой драмы». Все изъятое из монастыря было погружено на моторный бот и начальник Мурманско­ го погранособпоста № 7 Ру­ Под сенью Трифона | №1 Январь 2011 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz