Бардилева, Ю. П. Трифонов Печенгский и Валаамский монастыри: сходство и различие в судьбах : (от основания до второй половины ХХ в.) / Юлия Петровна Бардилева // Под сенью Трифона. – 2011. – № 1 (янв.). – С. 37-40.

лина за 1919 г. сообщалось, что «... последнее время мо­ настырь поддерживает свое существование единственно тем, что он получил от Фин­ ляндского правительства за произведенные здесь рекви­ зиции, но этот источник до­ хода случайного характера, в большей своей половине уже израсходованный ...для об­ служивания всех отраслей своего хозяйства монастырь вынужден мобилизовать все свои наличные силы до по­ следней точки напряжения и тем только, с громаднейшим и неустанным трудом, справ­ ляется с хозяйством, поддер­ живающим его существова­ ние... вся братия... трудится в возделывании полей и ого­ родов; в посадке огородных овощей и хлебных злаков; в уборке сена, хлеба и произ­ растаний огорода; в ловле рыбы; в пилке, рубке и вы­ возке дров из лесу...». Сооб­ щается о введении карточной системы на хлеб и продукты, о том, что полностью отсут­ ствует чай, выдача которого за недостатком средств пре­ кращена с июня 1918 г. Лишь после ходатайства о помощи к финляндскому правитель­ ству ситуация начала не­ много улучшаться — было увеличено довольствие мо­ настырю. Вследствие сокра­ щения монашеского брат­ ства вынуждены были за­ крыть несколько скитов, в других — сократить богос­ лужение, только два скита — Всех Святых и Предтечен- ский — остались без сокра­ щения богослужения. С 1920 г. стало оконча­ тельно ясно, что дальнейшая жизнь обители будет связа­ на с Финляндией. Количе­ ство братии на 1 января 1920 г. составило 562 человека: из них — 1 настоятель, 4 про­ живающих здесь архиман­ дрита и игумена, 4 иеросхи- монаха, 78 иеромонахов, 37 иеродиаконов, 21 схимонах, 219 монахов, 117 послушни­ ков, зачисленных указом, 81 человек, проживающий для богомоления. В середине 1925 г. братия состояла уже из 423 человек. Почти поло­ вину составляли пожилые люди, было много больных, поэтому монастырю прихо­ дилось прибегать к наемно­ му труду. Приходилось мо­ настырю сталкиваться и с дополнительными трудно­ стями: монастырь пережил два стихийных бедствия — наводнение и ураган,- отраз­ ившиеся на его материаль­ ном положении. К неустроенности хозяй­ ственной жизни добавились разногласия по церковным вопросам. В 1923 г. Фин­ ляндская Православная Цер­ ковь переходит на новый (григорианский) календар­ ный стиль в богослужебной практике. Насильственно его вводят и на Валааме. Это по­ влекло за собой возникно­ вение настоящего раскола в братии Валаамской обители. В 1925 г. братия раскололась из-за несогласия по вопро­ су о принятии нового сти­ ля в богослужении. Тех, кто придерживался старого сти­ ля — 37 человек — удалили из монастыря, как несоглас­ ных поддерживать канониче­ ское общение с Финляндской Православной Церковью. В конечном счете, монастырь покинули 45 человек, то есть 1/8 часть братии. Несмотря на печальное разделение, в лютеранской, по преимуществу, Финлян­ дии Валаамская обитель оставалась светильником Православной веры. Здесь ежегодно созывались съезды духовенства и мирян, с 1926 г. в надвратном храме в честь Апостолов Петра и Павла ие­ ромонах Исаакий начал ре­ гулярно служить на финском языке. В 1930-е годы в мона­ стыре возобновилась книго­ печатная деятельность. В 1939 г. советско-финские международные отноше­ ния ухудшились. 12 октября в монастыре был прекращен колокольный звон. 30 ноября 1939 г. в 8 часов утра войска Красной армии начали во­ енные действия на финском фронте. Валаамский архипе­ лаг не был местом военных действий, но обитель не раз подвергалась бомбардиров­ кам. 5 февраля 1940 г. боль­ шая часть монастырской бра­ тии во главе с игуменом Ха­ ритоном была эвакуирована в глубь Финляндии. 13 мар­ та 1940 г. валаамские иноки по радио узнали, что подпи­ сан мирный договор между Финляндией и СССР, по ко­ торому вся Карелия с мона­ стырями Валаамским, Ко- невским и Линтульским отошли к СССР По договору жителям давалось несколь­ ко дней для отъезда вместе с имуществом с передаваемой территории в Финляндию. 19 марта 1940 г. Валаамский архипелаг был передан со­ ветским войскам. 22 ноября 1941 г. игумен Харитон по­ слал пять иноков во главе с иеромонахом Филагрием для приведения в порядок Вала­ амского хозяйства. Во время военных действий иноки не­ сколько раз побывали в мо­ настыре. 20 июня 1944 г. они вновь, после очередного по­ 38 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz