Бардилева, Ю. П. Трифонов Печенгский и Валаамский монастыри: сходство и различие в судьбах : (от основания до второй половины ХХ в.) / Юлия Петровна Бардилева // Под сенью Трифона. – 2011. – № 1 (янв.). – С. 37-40.
лина за 1919 г. сообщалось, что «... последнее время мо настырь поддерживает свое существование единственно тем, что он получил от Фин ляндского правительства за произведенные здесь рекви зиции, но этот источник до хода случайного характера, в большей своей половине уже израсходованный ...для об служивания всех отраслей своего хозяйства монастырь вынужден мобилизовать все свои наличные силы до по следней точки напряжения и тем только, с громаднейшим и неустанным трудом, справ ляется с хозяйством, поддер живающим его существова ние... вся братия... трудится в возделывании полей и ого родов; в посадке огородных овощей и хлебных злаков; в уборке сена, хлеба и произ растаний огорода; в ловле рыбы; в пилке, рубке и вы возке дров из лесу...». Сооб щается о введении карточной системы на хлеб и продукты, о том, что полностью отсут ствует чай, выдача которого за недостатком средств пре кращена с июня 1918 г. Лишь после ходатайства о помощи к финляндскому правитель ству ситуация начала не много улучшаться — было увеличено довольствие мо настырю. Вследствие сокра щения монашеского брат ства вынуждены были за крыть несколько скитов, в других — сократить богос лужение, только два скита — Всех Святых и Предтечен- ский — остались без сокра щения богослужения. С 1920 г. стало оконча тельно ясно, что дальнейшая жизнь обители будет связа на с Финляндией. Количе ство братии на 1 января 1920 г. составило 562 человека: из них — 1 настоятель, 4 про живающих здесь архиман дрита и игумена, 4 иеросхи- монаха, 78 иеромонахов, 37 иеродиаконов, 21 схимонах, 219 монахов, 117 послушни ков, зачисленных указом, 81 человек, проживающий для богомоления. В середине 1925 г. братия состояла уже из 423 человек. Почти поло вину составляли пожилые люди, было много больных, поэтому монастырю прихо дилось прибегать к наемно му труду. Приходилось мо настырю сталкиваться и с дополнительными трудно стями: монастырь пережил два стихийных бедствия — наводнение и ураган,- отраз ившиеся на его материаль ном положении. К неустроенности хозяй ственной жизни добавились разногласия по церковным вопросам. В 1923 г. Фин ляндская Православная Цер ковь переходит на новый (григорианский) календар ный стиль в богослужебной практике. Насильственно его вводят и на Валааме. Это по влекло за собой возникно вение настоящего раскола в братии Валаамской обители. В 1925 г. братия раскололась из-за несогласия по вопро су о принятии нового сти ля в богослужении. Тех, кто придерживался старого сти ля — 37 человек — удалили из монастыря, как несоглас ных поддерживать канониче ское общение с Финляндской Православной Церковью. В конечном счете, монастырь покинули 45 человек, то есть 1/8 часть братии. Несмотря на печальное разделение, в лютеранской, по преимуществу, Финлян дии Валаамская обитель оставалась светильником Православной веры. Здесь ежегодно созывались съезды духовенства и мирян, с 1926 г. в надвратном храме в честь Апостолов Петра и Павла ие ромонах Исаакий начал ре гулярно служить на финском языке. В 1930-е годы в мона стыре возобновилась книго печатная деятельность. В 1939 г. советско-финские международные отноше ния ухудшились. 12 октября в монастыре был прекращен колокольный звон. 30 ноября 1939 г. в 8 часов утра войска Красной армии начали во енные действия на финском фронте. Валаамский архипе лаг не был местом военных действий, но обитель не раз подвергалась бомбардиров кам. 5 февраля 1940 г. боль шая часть монастырской бра тии во главе с игуменом Ха ритоном была эвакуирована в глубь Финляндии. 13 мар та 1940 г. валаамские иноки по радио узнали, что подпи сан мирный договор между Финляндией и СССР, по ко торому вся Карелия с мона стырями Валаамским, Ко- невским и Линтульским отошли к СССР По договору жителям давалось несколь ко дней для отъезда вместе с имуществом с передаваемой территории в Финляндию. 19 марта 1940 г. Валаамский архипелаг был передан со ветским войскам. 22 ноября 1941 г. игумен Харитон по слал пять иноков во главе с иеромонахом Филагрием для приведения в порядок Вала амского хозяйства. Во время военных действий иноки не сколько раз побывали в мо настыре. 20 июня 1944 г. они вновь, после очередного по 38 Под сенью Трифона | №1 Январь 2011
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz