Православие и лютеранство в приграничных районах Европейского Севера России (1900-1940-е гг.) Международные отношения на Севере Европы и Баренц-регион. 2008, с.79-86.

P.V.Ryabov's cassation appeal remained desmissed, and the verdict was given in December, 1940. Both clerics from Trifono-Pechengsky monastery were rehabilitated in 1992.14 Резюме Ю.П. Бардилева в статье «Православие и лютеранство в приграничных районах Европейского Севера России (1900-1940-е гг.)» отмечает, что отношения российской власти, Русской Православной Церкви и лютеранского населения в приграничных районах России и стран Скандинавии и Финляндии в первой половине XX в. складывались весьма непросто В 1905-1907 гг. в Карелии началось активное сопротивление любым попыткам распространения финского влияния на карельское население. Здесь начала работу лютеранская миссия, которая после провозглашения в России веротерпимости, стала вести проповедническую деятельность среди карел. Ее организатором и вдохновителем стал лектор Сортавальской семинарии Б. Бокстрем. В ответ на это весной 1906 г. было проведено совещание православных священников Финляндии, на котором было решено «начать работу против протестантской пропаганды». На Кольском Севере отношение к лютеранской религии со стороны духовных и светских властей было более терпимым. Судя по данным контрадмирала А. Сиденснера, первые финские колонисты появились в Ура-губе в начале 1860-х гг., абсолютно не зная русского языка и традиций. Здесь же была построена и первая лютеранская кирха в 1874 г., для которой казна выдала лес без взимания пошлины. В колонии и становище Вайда-губе, где большинство населения к 1903 г. составляли финляндцы и норвежцы, вообще не было молитвенного дома, за исключением православной часовни Трифоно-Печенгского монастыря. Лишь в 1905 г. был открыт особый евангелическо-лютеранский приход во главе с пастором Андреем Густавом Вуотилой, приехавшим из Финляндии на постоянное место жительство в г. Александровск. Дружеские отношения связывали отца Константина Щеколдина, настоятеля приграничного Пазрецкого прихода, с пасторами г. Киркенеса Ле Майре и Дитрихсоном, и даже с норвежским епископом Бекманом. В 1906 г. последнему был оказан радушный прием в Трифоно-Печенгском монастыре, где он смог поприсутствовать на литургии и вечерней службе. После обретения Финляндией независимости 14 ГАМО. Ф. 140 (Управление ФСБ по Мурманской области). - Оп. 3. - Д. 3460/2. - Т.. 1. - Л. 1, 2, 4; Т.2. - Л. 32; Т.З. - Л. 42-44; Т.6 (наблюдения). - Л. 18; Т.6. - Л. 31 об, 32.; Д. 3337/2. - Л. 25, 26-33; Д. 3337 (наблюдения). - Л. 5;. Д. 4550 (наблюдения). - Л. 12, 16; Д. 4550/2. - Л. 17, 27 об, 37; Д. 6658 (к наблюдению). - Л. 1, 3, 4; Д. 6658 (наблюдения). - Л. 3, 5-8, 14, 17 об-18, 24об - 26, 31 об, 38-39; Д. 6658/2. - Л. 26, 99; Д. 4550/2.-Л . 38. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz