Бардилева, Ю. П. Этнические общности и религиозные группы на Кольском Севере: история и современность // Живущие на Севере: образы и реальность / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С.36-47.

Ю.П. Бардилева ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ГРУППЫ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Современный состав населения Мурманской области характери­ зуется многонациональностью и многоконфессиональностью. Однако такая ситуация в национальном и религиозном вопросах сложилась не в одночасье. До XV в. саамы были единственным народом, постоянно проживавшим на обширных территориях края. По своему вероиспове­ данию они были язычниками, верили в существование сверхъестествен­ ных сил, старались задобрить их, принося в жертву убитых животных. Отправлением религиозных обрядов руководили родовые старейшины и колдуны-знахари (нойды). Своих богов первобытные люди представ­ ляли в идее различных живых существ. Почитались важные промы­ словые животные, например лось. Поклонялись и каменным идолам (сейдам), использовали в культовых целях «вавилоны»-лабиринты, пы­ таясь магическими обрядами обеспечить себе успех в рыбной ловле1. Предпосылки изменений в национальном составе и религиоз­ ных верованиях начали складываться в XII-XIII вв., когда к издавна жившим на территории Кольского полуострова саамам присоедини­ лись русские, которые впоследствии стали называться поморами. С проникновением русских на Кольскую землю начинается и распро­ странение православия, и строительство церквей в крае. Более замет­ ным влияние православия на местных жителей становится с конца XV - первой четверти XVI вв., когда на Терской стороне появляются русские селения (Умба и Варзуга) и основывается первая православ­ ная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца в Варзуге, выстро­ енная Соловецким монастырем в 1491 г. Русское население, по срав­ нению с лопарями, в то время обладало более развитыми промыслами, торговлей, и местные жители были заинтересованы в общении с ним. Лопари принимали христианство, перенимали русскую письменность, роднились с русскими посредством венчанных браков либо крестин. Первыми, в 1526 г., приняли православие лопари, жившие в ни­ зовьях реки Нивы, по соседству с русскими солеварнями на реке Кан- 1 Ушаков И Ф. Избранные произведения: Историко-краеведческие исследования: В 3 т. - Мурманск. Кн. изд-во, 1997 - Т. 1: Кольская земля. - С. 23; Баркина B.C. Кемь. - Петрозаводск, 1980. - С 11-12; Титов Ю.В. Лабиринты и сейды. - Пет­ розаводск, 1976. - С. 22-30. 2 Ушаков И.Ф., Дащинский С Н Кола. - Мурманск, 1983. - С. 7; Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский период // Региональные программы основных и дополнительных курсов по религиоведению. - Мурманск, 1994. - С. 113, 114. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz