Бардилева, Ю. П. Этнические общности и религиозные группы на Кольском Севере: история и современность // Живущие на Севере: образы и реальность / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С.36-47.

ких сотых долей процента, определяясь по преимуществу высоким уро­ внем миграционных потоков. Однако перемены, происшедшие в ре­ зультате распада СССР, привели к тому, что часть представителей эт­ нических украинцев, белорусов, молдаван, азербайджанцев стали гра­ жданами суверенных государств: в 2003 г. на территории края прожи- вало 5 608 официально зарегистрированных иностранцев. Отмечено и присутствие граждан дальнего зарубежья - 183 человека (более сотни из Вьетнама, 5 американцев, по 1человеку из Индии, Турции и Японии). Постоянно прибывают и вынужденные переселенцы: в 2002 г. в их чис­ ле прибыло 28 человек из Узбекистана и 26 человек - из Казахстана1. В целом можно говорить о высокой степени терпимости отно­ шений между различными этническими группами, о чем говорит, на­ пример, большое количество смешанных браков (по переписи 1989 г. таковых было 25% из всех зарегистрированных браков)2. Сейчас в Мурманской области насчитывается свыше 30 нацио­ нальных общественных объединений, в том числе национальные об­ щества, общества Дружбы народов, национально-культурные автоно­ мии. Только при Мурманском гарнизонном Доме офицеров в конце 2002 г. действовало 14 национальных обществ: азербайджанское, ар­ мянское, белорусское, дагестанское, еврейское, литовское, немецкое, русское, татарское, татарско-башкирское, общество тюркоязычных на­ родов, украинское, чувашское, грузинское. Некоторые из них дейст­ вуют уже не один год: в апреле 1990 г. открылось общество татарско- башкирской культуры «Идель-Урал», в июне 1999 г. было образовано общественное объединение белорусов Мурманской области «Радз1ма», в 2001 г. 10 лет существования отметило литовское общество. Другие же сравнительно молоды: так, только лишь с апреля 2002 г. стало дей­ ствовать общество тюркоязычных народов, объединяющее казахов, киргизов, туркменов, тувинцев, якутов и китайцев. Сам же Центр на­ циональных культур был создан 31 октября 2000 г.3 Особое место среди этнических групп Кольского полуострову занимают саамы. Особенность положения саамов состоит в том, что они являются одновременно и коренным народом, и этническим мень­ шинством4. Статья 21 Устава Мурманской области закрепляет за саа­ 1 Иностранцы на Мурмане (беседа с Н.К. Печкаревым, руководителем миграци­ онной службы УВД) // Мурманский вестник. - 2003. - 23 января. - С. 2. Киселев А Многонациональный Мурман // Советский Мурман. - 1992 - 7 ию­ ля. - С. 3. 3 Нам не жить друг беч друга // Мурманский вестник. - 2002. - 9 ноября. - С. 3; Будем жить и петь вместе // Там же - 2003. 17 апреля. - С. 3. 4 В социальной антропологии под этническим меньшинством обычно понимается группа, численно уступающая остальному населению общества, политически не доминантная и воспроизводящаяся как этническая категория. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz