Бардилева, Ю. П. Этнические общности и религиозные группы на Кольском Севере: история и современность // Живущие на Севере: образы и реальность / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С.36-47.

общинам. Монастырская братия лишь дважды в год могла проводить богослужения в собственных церквях1. Возвращение же монастыря вместе со всей территорией Печенги СССР в 1940 г. ознаменовалось полным запретом на его деятельность и репрессиями в отношении братии —настоятель монастыря о. Паисий (П.В. Рябов) был приговорен к высшей мере наказания и расстрелян, иеромонах Ф.С. Абросимов был осужден на 8 лет заключения в исправительно-трудовой лагерь, где и скончался через год после вынесения приговора. Среди репрессиро­ ванных и расстрелянных священников Кольского края К.Н. Мелетиев, В.Ф. Боголепов, А.М. Коноплев, Г.Б. Лисеенков. Различные сроки за­ ключения в исправительно-трудовых лагерях получили священники А.А. Красильников, А.В. Суворов, Ф.М. Миролюбов, под следствием находились П.В. Литусов, Н.Н. Гусев. Все они были подвергнуты ре­ прессиям в период с 1933 по 1940 гг.2 Некоторое время, как бы в противовес политике в отношении лютеран и православных края, местные советские органы власти за­ нимали более лояльную позицию по отношению к евангельским хри- сгианам-баптистам, а также мусульманам. Это выражалось, прежде всего, в том, что уполномоченным представителям данных общин вы­ давались вплоть до конца 20-х гг. XX в. специальные разрешения на проведение необходимых им обрядов в общественных местах или в приспособленных для собраний немолитвенных зданиях. Но уже в сле­ дующем десятилетии не встречается никаких официальных сведений и об их регистрации. Например, действовавшая с 1928 г. в Мурманске община евангельских христиан-баптистов прекратила свое существо­ вание в 1937 г., когда многие ее представители были репрессированы. В 1930—1940-е гг. национальный состав области динамично ме­ нялся под влиянием миграционного потока и репрессивной политики государства по отношению к представителям отдельных народов. С одной стороны, в край приезжали специалисты, а также направлялись Бардилева Ю.П. Государственно-церковные отношения на Кольском Севере в первой трети XX века: Дис. ... канд. ист. наук. - Мурманск, 2000. - С. 163-165, 167-169, Г А М О .-Ф . 162. - O n 1. - Д . 472. - Л . 5, 8 ,9 , 14, 17, 103, 104; Д. 945. - 33, 46; Д. 1172. - Л. 21, 41, 43, 55, Д. 1173. - Л. 1, ГАМО. - Ф. 405. - On. 1. - Д. 10 - Л. 88, Д 11. - Л. 157, Д. 38, 39; ГАМО. - Ф. 288. - On. 1. - Д. 112. - , Л. 3-10; Д. 113.- Л . 24. Книга памяти жертв политических репрессий (20-50-е гг.). Мурманская область / Сост. С Н Д ащ и н ск и й , в . В. Воронив, В.А. Нсчушкин - Мурманск. 1997. - С. 45, 153, 161, 187, 209, 310; ГАМО. - Ф. 140 - On. 3 - Д. 5641/2. - Л. - 1-6, 12, 38-41 а; Д 3460/2 (т. 1). - Л 1^1; Д. 3460/2 (т. 2). - Л 37, 41; Д. 4634/2 (наблю­ дения). - Л. 1; Д. 4634/2. - Л 21-22а; Д. 3337/2. - Л. 1, 26-28; Д. 5752/2. •Л. 51, И 58; Д. 1102/2 - Л. 1-1об„ 28 4 4 . 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz