Бардилева, Ю. П. Этнические общности и религиозные группы на Кольском Севере: история и современность // Живущие на Севере: образы и реальность / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С.36-47.
на излечении, появляются мусульмане. Все это вызывало насторожен ность и открытый протест Архангельского Епархиального Миссио нерского Совета, требовавшего от всех священников решительных мер по пресечению инославной пропаганды и сектанства и повыше ния уровня православных богослужений и проповедей, разъяснитель ных бесед среди местного населения1. После падения власти Временного Правительства Северной об ласти и возвращения большевиков в г. Архангельск, восстановления советской власти на Кольском полуострове в феврале 1920 г. началась реализация на практике Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, массовые закрытия храмов и монастырей, изъятие церковного имущества и зданий у верующих, репрессии против духо венства и мирян, вне зависимости от их вероисповедания. В 1924 г. на Кольском полуострове проживали 2 тыс. финнов, 200 норвежцев, 400 карелов, более 400 татар, около 250 китайцев. На пример, в г. Мурманске по данным переписи 1926 г. проживало 6 076 человек русских, 271 татарин, 131 финн, 116 китайцев, 71 поляк, 69 латышей и 267 человек прочих национальностей2. Все религиозные конфессии, включая и появившееся к этому времени мусульманство, были уравнены в своих правах, а точнее в бесправном положении в государстве. Новая власть стремилась в ко роткие сроки расправиться, прежде всего, с самым серьезным и мно гочисленным идеологическим противником - православием. Темпы закрытия и уничтожения храмов, приспособления их под нужды госу дарства поражают воображение: из 53 церквей и 28 часовен 1917 г. к началу сороковых не осталось ни одного, вплоть до 1946 г., дейст вующего православного храма! Особую массовость волна по закры тию молитвенных зданий приобрела в 30-е гг. XX в. Под что только не переоборудовали храмы: под ясли и школы, медицинские пункты и аптеки, избы-читальни и склады, пионерские клубы и детские игровые площадки, общежития грузчиков, кинотеатры и чайные и многое дру гое - и все это при декларации свободы совести и вероисповеданий! Не меньше досталось и лютеранским общинам: в 1922 г. были закрыты кирхи в Ура-Губе и г.Александровске (Полярном). Трифоно- Печенгский монастырь с 1920 г. оказался заложником политических игр Финляндии и Советской России. К февралю 1920 г. у него провели реквизицию имущества советские власти, а оказавшись на территории финского государства, он лишился не только всех хозяйственных и жи лых построек, угодий, но и храмовых зданий, переданных лютеранским 'Г А М О .-Ф . 17-И. - On 1 .- Д . 341. -J I. 1-4. Киселев А Многонациональный Мурман // Советский Мурман -- 1942 - 7 ию ля. -С . 3; Население г Мурманска в начале 1926 года. - Мурманск, 1926 - С 24. 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz