Бардилева, Ю. П. Этнические общности и религиозные группы на Кольском Севере: история и современность // Живущие на Севере: образы и реальность / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С.36-47.

Изменения в национальном составе повлекли и некоторые из­ менения в религиозной ситуации в крае. Согласно переписи населения 1897 г., число жителей края со­ ставляло 9 183 человека. Из них православными прихожанами мест­ ных церквей назвали себя 7 936 человек. Лишь 1 048-1 500 человек по учету 1900-1902 гг. из финских и норвежских поселенцев и колони­ стов принадлежали к лютеранскому вероисповеданию. Для нужд лю­ теранского по вероисповеданию населения еще в 1874 г., в колонии Ура-Губа, населенной преимущественно финнами и норвежцами, бы­ ла построена лютеранская часовня. В 1905 г. на Мурмане был открыт особый евангелическо-лютеранский приход во главе с пастором Анд­ реем Густавом Вуотилой, приехавшим из Финляндии на постоянное местожительство в г. Александровск. Открытию кирхи в немалой сте­ пени способствовало решение Архангельской Духовной Консистории от 2 (15) марта 1900 г. на основе отчета благочинного о. Алексея Ши­ лова о том, что открытие лютеранского прихода не нанесет право­ славной вере вреда1. Что же до православия, то оно не утратило своих позиций и в начале XX в. К 1917 г. в двух благочиниях Кольского полуострова значилось 23 православных прихода с 53 церквями и 28 часовнями2. Новый толчок к изменению национального состава Кольского Севера дали Первая мировая война и строительство Мурманской же­ лезной дороги, на котором оказались заняты карелы, вепсы, татары, киргизы, выходцы с Кавказа, военнопленные австрийцы, словаки, че­ хи, венгры. Во флотилии Северного Ледовитого океана было много украинцев и прибалтов. Хотя большинство из них впоследствии вы­ ехало за пределы края, часть осталась3. Сказались эти изменения и на появлении новых религиозных течений на Кольском полуострове. В 1919 г. начинает активно распространяться баптистское веро­ учение в районах железнодорожных станций «Имандра» и «Оленья», в г. Мурманске появляется общество евангельских христиан, в г. Коле некий падре Эжен начинает проводить католические богослужения, прежде всего для интервентов-французов, находящихся в госпитале 1 Государственный архив Мурманской области (ГАМО). - Ф. 17-И. - On. 1 - Д. 218. - Л I, 1об.; Ушаков И.Ф. Церковь на Кольском Севере в досоветский период // Региональные программы основных и дополнительных курсов по ре­ лигиоведению. - Мурманск, 1994. - -С. 129, 141. ‘ Ушаков И Храмы Кольского Севера Предварительные сведения // Мурманский вестник. - 1995 13 октября. - С. 3 Киселев Л Многонациональный Мурман II Советский Мурман - 1992 - 7 ию­ ля. -С . 3, Киселев Л. «Ша 1 гхай» на сопках Мурмана // Полярная правда, - 1993 - 9 февраля. - С. 3. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz