Бардилева, Ю. П. Этнические общности и религиозные группы на Кольском Севере: история и современность // Живущие на Севере: образы и реальность / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2006. - С.36-47.

де, а вслед за ними через 6 лет изъявили желание креститься и лопари, живущие на реках Коле, Туломе, Печенге. Распространение правосла­ вия среди местного населения имело цель не только духовную и про­ светительскую, но и политико-религиозную. В Скандинавских стра­ нах в XVI в. стало широко исповедуемым лютеранство, рассматри­ вавшееся на Руси как опасная ересь. Чтобы воспрепятствовать его проникновению на Русский Север, было решено ускорить обращение в «русскую веру» лопарей, живших на приграничной территории Кольского полуострова. Проповедовать православие отправились подвижники Феодориг, Трифон, Феогност - люди, сильные духом и верой, убежденные в величии своего дела. В 1565 г. монах Трифон строит храм во имя святых мучеников Бориса и Глеба на реке Паз, а около 1570 г. соловецкий монах Фео­ гност ставит церковь святым апостолам Петру и Павлу в устье Поноя. Это были самые первые храмы в землях крещенных лопарей. К концу XVII в. на Кольском Севере действовало уже 13 причтовых церквей. Стараниями монахов-подвижников в 1533 г. были основаны мо­ настыри с приписными к ним церквями: в Кандалакше (Пречистин- ская (Рождества Богородицы)) и на Печенге (Троицкая церковь). Кро­ ме местных монастырей, свои подворья и вотчины имели и сторонние монастыри: Соловецкий, Кирило-Белозерский, Антониево-Сийский, Троице-Сергиев, а в XVII в. - еще московский Новоспасский, Крест­ ный и Воскресенский. Однако в 1764 г. церковные вотчины были лик­ видированы. Правда, к этому времени мало что могло подвергнуться секуляризации на Кольской земле из владений ее собственных мона­ стырей: Печенгский монастырь был разгромлен шведами еще в 1589 г. (прим. - после разорения Печенгский монастырь обосновался в Коле, в 1606 г. слился с Петровским монастырем и стал называться Коль- ско-Печенгским), а монастыри на Коле и Кандалакше подверглись на­ столько опустошительным пожарам в XVII в., что восстановить свое прежнее процветающее положение так уже и не смогли1. Однако, несмотря на ухудшение положения монастырей на Кольской земле с середины XVIII в., нельзя говорить о снижении роли православия среди саамского и русского населения. Строительство храмов считалось у людей того времени делом богоугодным, душе­ спасительным. Вот почему в большинстве клировых ведомостей о церкви вы встретите записи о том, что храм построен «тщанием при­ хожан» либо «на средства рыбопромышленников», крестьян, а то и 1Ушаков И Ф , Дащинский С Н Кола - Мурманск, 1983 - С. 31-34; Ушаков И.Ф Церковь на Кольском Севере в досоветский период // Региональные программы основных и дополнительных курсов по религиоведению - Мурманск, 1994. - С. 113-120. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz