Бардилева, Ю. П. Религиозная жизнь Кольского Севера в начале XX века: особенности религиозных верований и религиозной деятельности северян // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. - С. 67-76.

ЮЛ I. БАРДИЛЕВА РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА: ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ И РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕВЕРЯН Распространение православия и начало строительства церквей на Кольс­ кой земле связанно с проникновением русских в этот суровый край. Первыми достигли южного побережья Кольского полуострова жители Поморья - оне- жане и двиняне - примерно в середине XII века. Впоследствии именно они освоили “Терскую сторону” и основали здесь селения Умбу и Варзугу.1 Местое население, заинтересованное в общении с русскими поселенцами в первую очередь для налаживания хозяйственных связей, со временем стало тянуться и к установлению духовных контактов с пришлым населением. Ло­ пари принимали христианство, перенимали русскую письменность, родни­ лись с русскими посредством венчанных браков либо крестин. Первыми, в 1526 году, приняли православие лопари, жившие в низовьях реки Нивы, по соседству с русскими солеварнями на реке Канде, а вслед за ними через шесть лет изъявили желание креститься и лопари по рекам Коле, Туломе, Печенге. Фактически, начиная с середины XVI столетия, начинает складываться весь­ ма специфичная картина государственно-церковных отношений на террито­ рии этой северной окраины России. Распространяя на Кольской земле право­ славие и Церковь, и государство стремились закрепить за собой северный край. При этом решались как духовные, так и политико-экономические зада­ чи. На территории Кольского полуострова, благодаря обращению местного населения в православие, сложился форпост для отражения любых притяза­ ний со стороны протестантской Скандинавии. К концу XIX - началу XX столетия отличительные черты религиозной жиз­ ни Кольского Севера стали наиболее заметны. В первую очередь хотелось бы отметить тот факт, что большинство населения края составляли и составляют и поныне православные верующие. К началу XX века из девяти с небольшим ты­ сяч человек лишь 1048 1500 человек по учету 1900 -1902 гг. финских и норвеж­ ских поселенцев и колонистов принадлежали к лютеранскому вероисповеда­ нию, остальные же принадлежали к лону Русской Православной Церкви.2 Другой характерной особенностью было то, что, несмотря на достаточно большое количество храмов и часовен - 53 церкви и 28 часовен к началу XX 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz