Бардилева, Ю. П. Религиозная жизнь Кольского Севера в начале XX века: особенности религиозных верований и религиозной деятельности северян // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. - С. 67-76.
исполнение богослужений, отзывчивость на религиозные нужды прихожан, повышение своего уровня путем самообразования.’- Подробно рассмотрев вопрос о том, какое место занимало православие на Кольском полуострове, можно выделить ряд ключевых моментов, отличав ших религиозную ситуацию здесь, на Крайнем Севере, от сложившейся по России в целом, особенно в ее центральных губерниях. Во-первых, на Кольском полуострове в начале XX века наблюдается более ровное отношение к Церкви. Это отчетливо проявляется в широко разверну том строительстве храмов и часовен, которое, что показательно, ведется в ос новном не по плану Священного Синода и не на средства казны, а «тщанием прихожан» (и по их инициативе), на пожертвования частных лиц (преимуще ственно местных), большинство их которых относится к крестьянскому и купе ческому сословиям, то есть далеко не к самым обеспеченным. Церковь по-пре- жнему занимает видное место в системе начального образования и просвещения населения края, как детского, так и взрослого. Здесь наблюдается меньший раз рыв между духовенством и прихожанами, что подтверждается многочисленны ми просьбами открытия новых приходов, перенесения места жительства при чтов и выделения новых в отдаленные погосты, частыми «командировками» священников на побережье Мурмана для требоисправлений. В годы Первой мировой войны население края активно откликнулось на призыв Церкви к сбо ру пожертвований в пользу воюющих и их семей, что, на наш взгляд, также опровергает тезис о повсеместном резком охлаждении к вере в 1914 - 1917 гг. Во-вторых, Церковь на Кольском полуострове отнюдь не являлась «эксп луататором», «трутнем», «крупным землевладельцем». Хозяйственная жизнь причтов и церквей определялась в основном добровольно выделяемыми при хожанами сенокосными и рыболовными угодиями. Крупного землевладения Церкви, за исключением Трифоно-Печенгского монастыря (14 тысяч десятин),25 на Кольской земле практически не было. Казенное жалованье священнослу жителей. хотя и было несколько выше, чем по стране, поглощалось более высо кими ценами на продовольствие, предметы домашнего обихода, поездку в отпуск на родину священников. В-третьих. 1914 - 1917 гг. можно смело назвать новым этапом в освоении Кольского края, в том числе и в вопросе церковном. Был намечен план гранди озного храмового строительства, открытия новых причтов и монастырских подворий, расширения хозяйственной инициативы приходов и Трифоно- Печенгской обители. В-четвертых, к основным проблемам Церкви на Кольском полуострове в начале XX столетия можно отнести следующие: бедность приходов финанса ми, богослужебными книгами и убранством; нехватку причтов при храмах; суровые условия и бездорожье, затруднявшие поездки священнослужителей в отдаленные погосты для требоисправлений; относительно низкий уровень образования духовенства и имевшие место случаи его «неблагоповедения» (пьянство, халатное отношение к богослужебным обязанностям). Таким образом, можно сделать вывод о том, что к осени 1917 г. религиоз ная обстановка на Кольском полуострове характеризовалась относительной 74
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz