Бардилева, Ю. П. Религиозная жизнь Кольского Севера в начале XX века: особенности религиозных верований и религиозной деятельности северян // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. - С. 67-76.

болотах, обра зцовые стада, великолепные дороги по болотистой тундре, кир­ пичный завод, мельница, электрическое освещение и всевозможные мастерс­ кие.” Когда монахи прибыли к месту, где оставались развалины прежнего мо­ настыря. перед ними были только болотные трясины «до 2 саженей глубины». Им пришлось отводить русло р.Манны, укреплять ее берега, прорыть канавы, прежде чем построить храм. Чтобы изучить оленеводство, о. Ионафан ездил в Ловозеро. Благодаря его трудам стадо оленей возросло с 18 до 1000 голов к 1900 г. монахами было построено около 30 различных зданий, действовал кир­ пичный завод, производивший до миллиона штук кирпича. От монастыря до залива была проведена экипажная дорога, устроено молочное хозяйство и разведено огородничество. Для приезжающих богомольцев был построен странноприимный дом (двухэтажный), здания многочисленных мастерских, хлебопекарни, квасоварни, бани с прачечными, скотный и конный дворы, уст­ роен завод для гонки смолы и скипидара, небольшой лесопильный завод. Иона­ фан сумел получить в подарок от императора и морского ведомства две дина­ мо-машины и обзавестись собственным электричеством, используя водяное колесо, установленное на р. Княжухе. Через овраги по болотам была постро­ ена отличная шоссейная дорога. 16 мостов, проведен водопровод.20 Доход монастырю приносили промыслы: сбор морошки и гагачьего пуха (на Айно- вых островах с 50 было разведено 1500 гнезд диких птиц), которые отправля­ лись на продажу в соседнюю Норвегию, а вот лов семги и трески велся в основ­ ном для собственного потребления. Правда, предпринимались попытки искусственного разведения семги, но вода в реке оказалась не совсем пригод­ ной для этого занятия. Удалось о. Ионафану добиться и связи с внешним миром: при монастыре действовала почтово-телеграфная контора и телефон.21 Вобязанности священнослужителей входило и составление ежегодных духов­ ных росписей прихожан, в которых указывалось число жителей и дворов в при­ ходе. посемейные списки жителей, отмечалась их явка на исповедь и причащение. Священники вели метрические книги, где оформлялись рождения, крещения, бра­ ки и смерти людей, то есть они выполняли функции современных ЗАГСов. Однако, упоминая широкую деятельность Церкви, было бы неправильно идеализировать богослужебную практику на Кольской земле в начале XX века. Здесь также стали появляться первые признаки охлаждения к вере, ослабления религиозных чувств. Уже в 1899 г. в отчете Кольского благочиния отмечалось, что четвертая часть прихожан нерадива в религиозно-нравственном отноше­ нии, что несмотря на достаточно частые посещения мещанами и крестьянами богослужений, они смотрят на призыв к исполнению христианского долга равнодушно. В ответ на такое положение дел из Архангельской Духовной Консистории в приходы Кольского Севера стали направляться специальные предписания. Гак, в январе 1901 г. причтам Терибсрского и Варзужского при­ ходов рекомендовалось проводить с прихожанами чтения о приготовлении к исповеди и причастию, устраивать беседы с верующими, произносить в церк­ ви свято-отеческие поучения, побуждать нерадивых к исполнению христианс­ кого долга через их близких и родных, не прибегая ни в коем случае к «поли­ цейским строгим мерам» (!). Самим же священникам вменялось благоговейное 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz