Бардилева, Ю. П. Религиозная жизнь Кольского Севера в начале XX века: особенности религиозных верований и религиозной деятельности северян // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. - С. 67-76.
много книг и газет не только па русском, но и на норвежском языке. О.Кон стантин неплохо читал по-норвежски. Российские государственные и церков ные власти высоко оценивали труд священника по укреплению взаимоотно шений Норвегии и России в этом пограничном местечке: за помощь отечественной экспедиции по проверке границы он был удостоен Св. Сино дом наперсного креста, а в 1905 г. «за усердную и полезную 31-летнюю деятель ность на границе Норвегии» был сопричислен к ордену Св. Анны II степени с выражением монаршего благоволения. 1 ь Священник Георгий Кириллович Терентиев изучил быт местного населе ния и написал весьма содержательные краеведческие работы “О русской коло нии в Лапландии" (история Колы), "Начало и развитие рыбных промыслов на Мурманском берегу”, “О колонизации Мурманского берега”. Отец Георгий защищал своих прихожан-лопарей Нотозерского прихода от кредиторов, выступал против спаивания их виноторговцами.17 Священник Николай Шмаков проводил очень ценные наблюдения на маленькой метеорологичес кой станции в селении Ловозерском и становище Рында и даже получил за эту деятельность орден Св. Анны третьей степени.1к Но особенно, на мой взгляд, на ниве просвещения отличился Трифоно- Печенгский монастырь, восстановленный в конце XIX века на месте древней Печенгской обители. Монастырская школа была прекрасно оснащена. Здесь были красочные карты Европы, России, Палестины, мира, пять карт по исто рии России в картинках, различных портретов и картин по истории насчиты валось более 20, специальных картин для изучения Закона божьего - 50. С книжного склада Училищного Совета при Святейшем Синоде заказывали книги духовного содержания, труды по истории, географии, художественную, педагогическую, музыкально-певческую литературу и книги по сельскому хо зяйству. И это не считая выписываемых ежегодно газет, журналов, псалтырей, азбук, книг по арифметике и чтению! Для взрослых при монастыре читались лекции по религиозно-нравственному воспитанию, русской истории и рус ской словесности, по географии и естественной истории, против пьянства. Воскресные чтения сопровождались показом картин с помощью “волшебно го” (проекционного) фонаря. 14 Конечно же, на заботы о просвещении населения и собственное процвета ние Церкви необходимы были немалые средства. И хоть казна и духовное ведомство выделяли на эти нужды некоторые суммы, все же небольшие прихо ды и Трифоно-Печенгский монастырь в суровых северных условиях предпо читали во многом полагаться на самих себя. При этом также можно сказать, что северные монастыри, в отличие от святынь центральных и южных губер ний России, как правило, не могли рассчитывать на большой приток бого мольцев и туристов, что резко ограничивало статьи их дохода от легких денег. Опыт Трифоно-Печенгского монастыря можно назвать образцом хозяйствен ной деятельности. Для ее описания весьма уместно привести слова архангель ского губернатора С.Б.Бибикова: "Не получая со стороны, от богомольцев, никаких приношений, монастырь обстроился и составил себе капитал... И чего не найдешь здесь: прекрасные луга, возделанные на глубоких торфяных 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz