Бардилева, Ю. П. Религиозная жизнь Кольского Севера в начале XX века: особенности религиозных верований и религиозной деятельности северян // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. - С. 67-76.
только морально, но и материально. Поэтому неудивительно, что Русская Православная Церковь собирала огромное количество всевозможных видов пожертвований. Повсюду в России, и в том числе на Кольском полуострове, принимались в дар деньги для паломников, отправляющихся в Иерусалим, в пользу семей, вдов и сирот павших воинов (Волжское благотворительное об щество Белого креста), в помощь православному духовенству, в пользу вдов и сирот духовного звания, на сооружение и содержание беднейших православ ных церквей, в пользу Красного Креста, на восстановление православия на Кавказе и т. п. Правда, сборы в приходах нашего края были очень невелики, так как местное население было в общей массе своей весьма небогато. Однако, когда началась Первая мировая война, почти повсеместно при приходских церквях стали создаваться попечительские советы, поддерживавшие семьи, оставшиеся без кормильца... В Варзужском приходе собрали около 20 рублей к концу 1914 г.. а в январе следующего - чуть больше 13 рублей. Тот же приход в 1917 г. отправил в Коми тет по оказанию помощи русским военнопленным 33 рубля 15 копеек. Суммы, конечно, невелики, но следует учитывать трудности военного времени и бед ность (уже привычно-традиционную) северных приходов. Помимо сбора средств в пользу воюющих и их семей предписывалось консисторией причтам « ...совершать молебствия о ниспослании победы» (1914 г.). В целом же. Архангельская епархия от имени своего духовенства и монас тырей пожертвовала на нужды войны в 1916 г.: 15000 наличными деньгами на имя Николая 11и 16900 рублей процентными бумагами, 1500 рублей наличны ми деньгами на имя императрицы. 25 октября 1916 г. деньги были вручены в Царском Селе епископом Нафанаилом лично императору.15 Архипастырское благословение от епископа Нафанаила за деятельное уча стие в различных учреждениях и организациях, созданных по обстоятельствам военного времени и за работу в обществах трезвости получили несколько священников Кольского Севера : протоиерей Назарий Синцов (Пазрецкий приход), о.Николай Азлов (Китовский приход), о.Михаил Распутин (Лово- зерский приход), о.Стефан Иванов (Рындский приход). Оценить по достоинству вклад церкви в развитие нашего края невозмож но, если не упомянуть о ее просветительской работе. Фактически только Цер ковь до 1907 г. занималась начальным образованием в крае. Чего только стоит деятельность отца Константина Щеколдина, переведшего на лопарский язык Евангелие от Матфея, издавшего в Архангельске “Азбуку для лопарей, живу щих в Кольском уезде Архангельской губернии”, собравшего, обработавшего и записавшего лопарские сказки, легенды и сказания. В Пазрецком погосте, где он был священником, не было пьянства и преступлений, а грамотность к кон цу века достигла 30 процентов населения. Помимо просветительской деятель ности о. Константин уделял немалое внимание налаживанию дружественных отношений с норвежскими соседями. Это позволило тесно сотрудничать с властями Норвегии, что упрощало для лопарей пересечение границы, достав ку почты из центра страны, оказание медицинской помощи лопарям норвеж скими фельдшерами и врачами. При школе и в доме самого священника было 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz