Бардилева, Ю. П. Религиозная жизнь Кольского Севера в начале XX века: особенности религиозных верований и религиозной деятельности северян // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. - С. 67-76.
железной дороги следует построить примерно 11 церквей и 13 церковно-при ходских школ, надеясь, что в будущем население нашего края увеличится, а, значит, об удовлетворении его духовных нужд необходимо позаботиться за ранее. Подобной мысли придерживалось и Совещание по устроению и разви тию Русского Севера, признавшее желательным “ ... ныне же обеспечить и удов летворение потребностей духовных, путем постройки церквей и школ”, чтобы новоселы сразу же попадали в “привычные условия русской жизни”.1: Немало надежд связывалось и с молодым городом Романовым-на-Мурма- не. Планировалось построить храм-памятник всем морякам, геройски погиб шим в годы Первой мировой, или, как ее тогда называли, второй Отечествен ной войны, открыть монастырские подворья или даже собственные мужской и женский монастыри, богадельню, школы, странно-приимный дом.15Одна ко данным мечтам было не суждено осуществиться в связи с тяготами военно го времени и перечеркнувшими церковные планы революционными события ми в нашей стране. При том, что планы строительства часто исходили от официальных госу дарственных и церковных учреждений, не стоит списывать со счетов и то об стоятельство, что в большинстве случаев дело постройки храма было резуль татом инициативы самих верующих. Строительство храмов считалось делом богоугодным, душеспасительным. Поэтому в большинстве клировых ведомо стей о церквях встречаются записи о том, что храм построен «тщанием прихо жан» либо на «на средства рыбопромышленников», крестьян, колонистов, а то и отдельных жертвователи'!, что особенно характерно для конца XIX - начала XX веков. Анализ документов (клировые ведомости по церквям I и II благочиний Александровского уезда за 1903 г., клировые ведомости по II бла гочинию за 1910 г., клировые ведомости I и II благочиний за 1918 г., ведомости о церквях Варзужского и Кандалакшского приходов за 1900 и 1907 гг. соответ ственно) и материалов статей И.Ф.Ушакова дал возможность оценить сте пень участия местных жителей в постройке храмов и часовен и привел к следу ющим показателям, которые, безусловно, не претендуют на истину в последней инстанции: 1) Часовни, построенные на средства рыбопромышленников - 4, лопарей - 4. казной. Синодом или иными церковными и светскими структурами - 1, отдельными лицами - 6, прихожанами - 9, источник финансирования неизве стен - 4. 2) Церкви, построенные на средства лопарей - 3, колонистов -1, рыбопро мышленников - 2, казны или Синода - 6, отдельных лиц - 13. прихожан - 23. Среди частных лиц, жертвовавших деньги на строительство храмов и ча совен, упоминаются люди разного уровня дохода и социального статуса: куп цы, колонисты, крестьяне (русские и лопари), неизвестные московские благо творители (их взнос дважды составил по 5000 рублей), надворный статский советник Ф.А.Сахаров, святой праведный о. Иоанн Кронштадтский и дру гие.14 Помимо богослужебной деятельности, традиционной для всех православ ных храмов, Церковь всячески старалась поддерживать своих прихожан не 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz