Бардилева, Ю. П. Религиозная жизнь Кольского Севера в начале XX века: особенности религиозных верований и религиозной деятельности северян // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. – Мурманск, 2005. - С. 67-76.

открывать новые приходы и храмы с назначением к ним новых принтов, что способствовало бы укреплению позиций православия на Кольском Севере. По окончании строительства православной церкви ее престол освящался во имя святого лица или священного события, от которого получал название и храм, и весь приход. Профессор А.В.Камкин отмечает, что все православные храмоименования Европейского Севера составляют пять основных групп.8 Это замечание справедливо и для Кольской земли; где возводились: 1) господские (освященные во имя Господа) храмы - Троицкая церковь в Тетрино, Преображенская в Рынде, Богоявленская в Ловозеро; 2) архангельские храмы (во имя ангельских чинов) - Михаило-Архангель- ский приход в Чаваньге; 3) богородичные - Благовещенская церковь в Коле, Успенская в Варзуге, в честь иконы Грузинской Божьей матери в Териберке, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Чапоме; 4) пророческие и апостольские - церковь во нмя святых апостолов Петра и Павла в Варзуге, во имя св. пророка Илии в Териберке; 5) в честь святых и святынь - церковь Бориса и Глеба на Пазреке, в честь Алексия Божия человека в Иоканьге, в честь преподобного Трифона Печенгс- кого в Сонгельмском погостье, в честь Дмитрия Солунского в Кузоменском приходе. На наш взгляд, представляется возможным выделить на Кольском полуос­ трове еще одну многочисленную группу храмов - во имя Святителя и Чудот­ ворца Николая Мирликийского - в Ковде, Александровске, Романове-на-Мур- мане, в Гаврилово. Порьей губе, Пялице.9 Недаром же бытовала поговорка: «От Холмогор до Колы тридцать три Николы». Особенностью Кольского Севера было и то, что на волне растущего неверия в центральных губерниях страны, здесь, на окраине, храмостроительство в начале нового столетия не только не прекращалось, но и напротив, приобретало большие масштабы. Причины, объясняющие этот феномен, можно искать в сугубо светских про­ цессах освоения, так сказать, колонизации края. Возросший интерес властей к Кольской земле в связи с началом Первой мировой войны побудил и Церковь обратить более пристальное внимание на окраину Архангельской епархии. В числе приходов, открытых в начале XX века, Рындский, Оленицкий и Княжегубский, Иоканьгский (1917 г.) и Мурманский (1916 г.).1" Помимо от­ крытия новых самостоятельных приходов полным ходом шло и строитель­ ство новых церквей и часовен. За период 1900 - 1916 гг. возвели примерно 6 церквей в Тетрино. Иоганьге. д. Сальнице, в Княжой Губе, Семиостровском погосте, в Чаваньге. До 1908 г. появилось пять новых часовен в выселке Пу- лоньга, Кузомени. Тетрино, Малоолень, в Бабинском погосте, Мотовском по­ госте. В 1905/6 г. была восстановлена часовня во имя Трифона Печенгского в Коле, на деньги инженера Аполлона Антоновича Хохлова.11По окончании строительства Мурманской железной дороги позаботились не только о нуж­ дах военного времени, но и о душе и просвещении. В январе 1917 года Преос­ вященный Нафанаил, Епископ Архангельский и Холмогорский, представил в Святейший Синод свои соображения на сей счет. Он полагал, что по линии 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz